Словарь по христианству А АЛАПА

АЛАПА

АЛАПА (лат. alapa – пощёчина, заушение) – в богослужении римского обряда – лёгкий удар по щеке при совершении конфирмации (см. также Миропомазание, Жесты литургические). В Вульгате этим словом передаётся греческое понятие, в Новом Завете встречается только в повествовании о Страстях Христовых (Ин. 18:22; 19:3; Мк. 14:65). Алапа как символический жест при изменении общественного статуса человека была известна ещё в Римской империи, когда в результате тяжбы раба с хозяином в присутствии претора или другого магистрата раба отпускали на волю (manumissio iusta). Смысл этого жеста истолковывался по-разному: оберег от завистливого глаза, предостережение от заносчивости в новом положении, «запечатление» важнейшего момента в жизни освобождённого от рабства, символическое напоминание об унижениях, которые он мог испытывать прежде и от которых теперь избавлялся (Nisbet). Этот римский обычай нашёл отражение в античной литературе: у Федра («Басни», «Цезарь и служитель»), Петрония («Сатирикон»), Сидония Аполинария («К Анфиму») и др. Сходство с античной имела алапа при посвящении в рыцари (ударом руки по шее или щеке, либо клинка плашмя по плечу), трактовавшаяся сначала как дарование сеньором свободы своему слуге, затем как испытание смирения рыцаря перед сеньором. Первое свидетельство о церковной алапе относится к концу XIII в.: в «Понтификале» Вильгельма Дуранда, епископа Менде, описано, как епископ, помазав конфирмируемого, даёт ему лёгкую пощёчину со словами «Pax tecum» («Мир тебе»). Позднее этот обычай был перенесён и в «Pontificale Romanum». Шарль дю френ Дюканж связывал её происхождение с рыцарской алапой. Соглашаясь с ним, Дж. Дэвис полагал, что она могла также послужить заменой лобзанию мира, дававшемуся новопросвещённому епископом (Davies). Вслед за И. Хервегеном Г. Кречмар возводил алапу к обряду инициации у германцев (эта точка зрения в настоящее время считается наиболее вероятной). В Балтиморском катехизисе 1921 г. алапа интерпретировалась как напоминание о том, что конфирмируемый должен быть готов претерпеть за Христа всё, вплоть до смерти. Эта готовность в вероучительных документах католической церкви трактуется как один из главных плодов совершаемого таинства. Однако в ходе реформы католического богослужения в 1970 гг. (см. Novus ordo) в новом издании текста чина конфирмации (Ordo confirmationis. 1971 г.) указание о совершении алапы опущено.

 
PR-CY.ru