Храмы в древней Месопотамии были столь же многочисленны и столь же грандиозны, как и в Древнем Египте. Храм был религиозным центром города, обиталищем главного бога, культ которого поддерживали жрецы. Его галереи и ступенчатые башни (зиккураты) возвышались, как огромная гора, на вершине которой находилось святилище бога. Жители Шумера строили храмы, святилища и некрополи из обожженного кирпича и дерева, но в отличие от египтян у них не было стремления сохранить физическое тело умерших. К сожалению, подлинное искусство Шумера из-за плохой сохранности памятников известно значительно меньше, чем повседневная жизнь шумерцев и аккадцев. Мы знаем о том, как они жили благодаря хорошо сохранившимся глиняным табличкам с множеством записей.

 

Внешний вид зиккурата в Уре
Внешний вид зиккурата в Уре. Геродот описывал гигантскую ступенчатую башню из кирпича, располагавшуюся рядом с храмом Мардука в Вавилоне. Она возвышалась на 91 м и состояла из 7 этажей, сторона ее квадратного основания также составляла 91 м. От этого сооружения ничего не осталось. Из четырех сохранившихся зиккуратов самый древний, построенный около 2100 г. до н.э. и состоящий из трех ступеней, находится в Уре. а) Лестница между землей и небом. Последовательность ступеней, характерная для зиккурата, символизировала его главную функцию: соединение земли с небом. Миф о построении Вавилонской башни в Библии – эхо этого поверья. б) Святилище божественных бракосочетаний. На верхнем этаже располагалось святилище. По крайней мере, один раз в год божество перемещалось сюда для торжественного бракосочетания с верховной жрицей.

Первые царские надписи в Шумере также связаны со строительством храмов и каналов и обычно представляют одну фразу: «Такому-то богу такой-то такое-то сооружение построил». Затем надписи увеличиваются, перечисляются уже несколько строений, начинают упоминаться войны: «Когда такой-то разгромил того-то или то-то, такое-то сооружение он построил». К середине III тысячелетия до н.э. надписи становятся еще пространнее: содержится описание битвы, или надпись представляет собой краткую историю взаимоотношений городов. В целом можно сказать, что эти надписи, первоначально существовавшие как надгробные, постепенно превращаются в настоящие литературные памятники. Таковы, например, поэтические надписи лагашского правителя Гудеа, в которых в ритмической прозе не просто рассказывается о постройке храмов, но и указываются причины, побудившие правителя за это взяться.

 



 
PR-CY.ru