Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил английский философ, крупнейший представитель так называемой «философии истории», автор 12-томного труда «Исследование истории» (1934–1961) Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975). Единицей исследования у него является не национальное государство и не человечество в целом, а цивилизация – общество с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени. Содержание цивилизации составляют три компонента социальной жизни – экономический, политический и культурный. Их соотношение в различные периоды истории было неодинаковым. Основу же цивилизации в концепции А. Тойнби составляет религия.

Так же, как Шпенглер, он высказывает мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Каждая цивилизация проходит стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели, уступая место другой. Тойнби считал, что человечество живет уже более 300 тысяч лет. А период существования цивилизаций в сопоставлении с историей человечества оказывается крайне малым, он охватывает всего лишь 2% всей истории человечества. В начальный период исследования Тойнби выделяет 21 цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цивилизаций. Большинство из них умерло и забыто. В настоящее время сохранилось лишь 5 цивилизаций:

1. Западная христианская (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где получил распространение католицизм или протестантизм).

2. Православная христианская (страны Юго-Восточной Европы и Россия).

3. Исламская на Ближнем Востоке.

4. Буддистская на Дальнем Востоке (в Китае и Японии).

5. Индуистская в Индии.

В отличие от Шпенглера Тойнби не исключал взаимосвязи, взаимодействия различных цивилизаций. Более того, он считал эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже сформулировал «закон встреч цивилизаций». Такая встреча произошла между западной и исламской цивилизациями. Это имело место в Турции. То же самое произошло при встрече Индии и Запада.

Тойнби попытался ответить на вопрос: как происходит развитие цивилизаций? Отвечая на него, он сформулировал теорию «вызова – ответа». Суть этой теории заключается в следующем. Возникновение цивилизации и ее развитие определяются способностью людей найти и дать правильный, адекватный ответ на «вызов» среды. Развитие цивилизации – это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природными, так и социальными. Тойнби считает, что наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может разрушить ее.

 



 
PR-CY.ru