ВВЕДЕНИЕ - Страница 10

В большинстве религий приобщиться к Богу человек может через молитву, соблюдение религиозных обрядов и таинств, через практическое стремление к праведному образу жизни. Непосредственным источником богопознания являются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования. Обычно первичные священные тексты рассматриваются как «божественное откровение», авторство их приписывается либо самому Богу, либо основателю религии как его посланнику или воплощению Бога в человеческом образе. На первых порах эти тексты и предания могут передаваться из уст в уста в различных вариантах, между ними возможны разночтения и противоречия. Однако впоследствии они упорядочиваются, а некоторые из них отбрасываются как апокрифы – сочинения, которые не признаются достоверными и священными. В результате устанавливается каноническая версия священных текстов, которая официально объявляется единственно верной. Именно так христианская Библия и мусульманский Коран приняли свой современный облик.

К священным текстам со временем добавляются толкования, сочиненные выдающимися историческими деятелями религии и получившие признание в кругу высших религиозных авторитетов. Далее священные тексты и их канонизированные толкования становятся основой, на которой строится особая религиозная наука – богословие (теология – от греч. teos – бог, logos – слово, учение). Возникает обширная богословская литература, в которой комментируются, объясняются и обосновываются содержание вероучения, его положения и принципы. Важное место в этой литературе занимает апологетика – часть богословия, ставящая своей задачей защиту вероучения. На наиболее абстрактном уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии. Однако в религиозной философии возникает существенная трудность в толковании Бога как личности. В качестве примера этой трудности и способах ее преодоления приведем рассуждение русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка (1877–1950): «Религиозному сознанию Бог всегда представляется личностью, личным Богом. Но в какой мере Бога действительно можно мыслить как личность? Так как Божество нельзя подвести ни под какую вообще категорию, нельзя подчинить никакому вообще роду, то оно, очевидно, как таковое уже на этом основании не подпадает под понятие «личности». Но поскольку оно открывается мне как «мой Бог», как «Бог со мной», оно является мне как личность, оно идет мне навстречу именно «личностным» своим началом. В этом смысле непосредственно открывающийся в религиозном опыте личный характер Божества есть не иллюзия, не самообман, а именно имманентно и непосредственно самоочевидная сторона его реальности».

Уже в первобытную эпоху требуемые культом ритуальные действия становятся настолько сложными, что осуществление их становится делом, с которым может справиться далеко не каждый. Поскольку «правильное» отправление культа считается важным для благополучия всего рода или племени, появляются профессионалы, обладающие для этого особыми способностями, знаниями и навыками (жрецы, шаманы). Развитые формы религии нуждаются в таких профессиональных священнослужителях, которые должны получить образование в специальных учебных заведениях, чтобы овладеть вероучением и умением совершать культовые ритуалы. В процессе развития общества среди служителей культа происходит «специализация». Так, в древних религиях Индии, Египта, Греции появляются жрецы, специализирующиеся на служении отдельным богам и выполнении тех или иных ритуалов.

 



 
PR-CY.ru