ВВЕДЕНИЕ - Страница 9

Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании: она есть религиозное чувство. Вера пронизана эмоциями, причем эти эмоции схожи с теми, которые человек испытывает к другому человеку. Отношения человека с Богом строятся по типу «Я – Ты». Но если смерть может прервать контакт с человеческим «Ты», окружающими нас, то Бог – это «вечное Ты», которое всегда с нами. Но что же такое Бог?

Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Это отличает религиозное представление о Боге от философского понятия духовной субстанции: во многих течениях философского идеализма такая субстанция рассматривается как основа мироздания, но при этом она трактуется как безличное духовное первоначало. Когда же духовная субстанция наделяется обликом личности, то это является отличительным признаком религиозной философии, которая представляет собой особую разновидность идеализма. В монотеистических религиях – иудаизме, христианстве, исламе – о Боге говорится как о существе мужского пола, но богословы склоняются к мнению, что Он не может быть ни мужчиной, ни женщиной.

Верующий относится к Богу с любовью и страхом, с почтением, восторгом, надеждой, чувствами вины и раскаяния. И Бог, со своей стороны, как учит, например, христианство, тоже эмоционально реагирует на человеческое поведение и отношение к нему: проявляет заботу, любовь, доброту, милосердие, гневается на грешников, оказывает милость к падшим, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

В языческих религиях есть божества добрые и злые. Они могут как помогать, так и вредить людям. Поэтому им полагается приносить жертвы, причем такие, которые удовлетворяют человеческие потребности, – пищу, украшения, драгоценности. Это своего рода «взятки», которыми люди стараются купить их благорасположение. Но если они не выполняют обращенные к ним просьбы, то люди на них обижаются, даже их наказывают. В этом можно усмотреть коренное отличие религии от магии, не предполагающей эмоциональное отношение к предмету, с помощью которого стремятся достичь того или иного результата. Но в этом видно и сходство языческих религий с магией: обращение с идолом носит чисто прагматический характер, характер договорных отношений. С развитием религиозных представлений право просящего принижается, а власть дающего увеличивается. Так в христианской молитве: «Не как я хочу, а как Ты хочешь, Господи». Но и в христианстве, и в исламе тоже есть злые божества – дьяволы, черти. Их верующие должны бояться и ненавидеть, тогда как Бога – искренне и глубоко любить.

Эмоциональное отношение к Богу переносится верующими на все, что так или иначе связано с возникновением у них этого отношения. Этим обусловлено религиозное чувство святости предметов, явлений, мест, при которых происходил или происходит духовный контакт с Богом. Некоторые исследователи считают это чувство основным составляющим религии. Именно эмоциональное отношение к Богу является источником развития культуры, поскольку эмоции лежат в основе творчества, в основе духовности. Магия не могла развивать духовность, поскольку эмоционального усилия от верующего не требовалось. Но эмоциональность необходима и для умозрительного постижения Бога, потому что нет четкой границы между чувствами и разумом. Одно предполагает другое. Однако не каждый верующий способен на постоянное и напряженное эмоциональное отношение к Богу и умозрительное Его постижение: сил на это не хватает. Поэтому существуют обряды, позволяющие снизить эмоциональное напряжение, достичь результата меньшими усилиями. Но обряды можно рассматривать как рудименты древней магии: твое усилие не требуется, за тебя его сделает посвященный (жрец), наделенный особыми способностями. И чем более развитым становится культ, чем разнообразнее обряды, тем большая потребность возникает в жрецах, постоянно сосредоточенных на непосредственном общении с Богом (богами).

 



 
PR-CY.ru