ВВЕДЕНИЕ - Страница 23

3. Миф или реальность?

Говоря о религии, необходимо обратиться к еще одной ее составляющей – мифу. XX век воскресил слово «миф» и ввел его в повседневное употребление. Прежде всего, это связано с устойчивым интересом к древним мифологиям, к стремлению современных исследователей по-новому представить функционирование мифа и его взаимосвязь с религией, историей, философией, искусством и наукой. Сегодня миф обозначает не только «предание о богах и героях», но и сформировавшуюся идеологию («буржуазный миф», «коммунистический миф»), а также жанр художественного произведения («роман-миф», «фильм-миф»). Кроме того, слово «миф» сегодня употребляется в самых разнообразных сочетаниях, среди которых «миф и реальность» – распространенный заголовок статьи на общие темы: политика, экономика и т.д. Иначе говоря, миф продолжает жить в культуре вплоть до нашего времени.

Миф – это вымысел, принимаемый за правду. Данное определение при всей его простоте содержит внутренний парадокс, противоречие. Но именно в этом и заключена сущность мифа. Дело в том, что люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла, а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф – это правда для одних людей и вымысел – для других. Люди той культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф; в их глазах он не миф. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается только людьми другой культуры, которая дает им иное видение мира. Это дает основание полагать, что нет четкой границы между тем, во что мы верим, и тем, что мы знаем.

Слово «миф» в переводе с греческого означает буквально сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами). Рассказывая о религии того или иного народа, мы часто употребляем это слово, поскольку в основе любой религии лежат мифы. Они обосновывали систему ценностей, существовавшую в обществе, и социальную иерархию, определяли нормы правильного поведения и т.п. Количество мифов и их разнообразие поражает воображение, но все же ученым удалось выделить несколько тем, которые являются ключевыми: сотворение мира (космогония) и конец мира (эсхатология), происхождение богов (теогония) и происхождение небесных тел (астральные мифы), а также календарные мифы и т.д.

События, о которых рассказывается в мифах, происходят в особом мифологическом времени – «давным-давно», «в незапамятные времена». Это время часто воспринималось как некий идеальный период в истории – «золотой век». Но мифологическое время сосуществовало с обыденным во время ритуалов, когда важнейшие события прошлого актуализировались, т.е. как бы происходили вновь. Такая актуализация считалась необходимой для того, чтобы все шло своим чередом, и мировой порядок сохранялся в неприкосновенности. К мифу относились как к абсолютной истине, не задаваясь вопросом: что в нем правда, а что – вымысел.

В более поздней культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка – это уже не миф, поскольку она не претендует на то, чтобы быть достоверным описанием реальности, хотя «сказка» в понимании наших предков означала «сказ», «рассказ», в котором никакого вымысла не подразумевалось. Разницы между воображаемым и реальным не было. Более того, в сказе, в фольклоре вообще можно найти отражение реальной жизни. Например, выражение «на краю леса стоит избушка на курьих ножках» означает кладбище. Древние славяне хоронили сородичей в так называемых домовинах, которые устанавливали на широких и высоких пнях, чтобы трупы не поедали животные и птицы.

 



 
PR-CY.ru