ВВЕДЕНИЕ - Страница 3

В России слово «религия» вошло в обиход сравнительно недавно – вместе с эпохой Просвещения. Народ прежде говорил иначе – «вера», «вероисповедание». Определение понятия «религия» – это склад души древних римлян, для которых общественный порядок был важнее душевного настроения индивида, а религия сводилась к обряду, т.е. способам культивирования в себе божественного без личного в том участия. Введение в обиход нового для россиян слова имело политический смысл, преследовало утверждение приоритета государственного права, а не церковного; приоритета власти светской, а не духовной.

Принудительная атеизация общественной жизни в советское время привела к отрицанию всего религиозного. Сейчас эта ситуация обернулась своей противоположностью, однако поведенческие стереотипы продолжают мешать формированию представлений о равенстве в вопросе свободы совести, вероисповедания и свободы воли. Для выявления этих изменений требуются систематические исследования «образов веры» у различных поколений, а также их отношений к религиозности, причем не только на повседневном, но и на теоретическом уровне. В стремлении помочь людям создать широкую и разностороннюю картину мира, способную сформировать у них оптимистический и конструктивный взгляд на существующие проблемы, мы предлагаем обращаться к общемировому культурному наследию, где можно найти те невостребованные ценности, которые в новых условиях смогли бы способствовать духовному развитию россиян.

Духовность – сложное понятие, используемое, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. В других философских традициях оно не столь определимо и не нашло своего места как в сфере понятий, характеризующих сферу сознания, разума, рациональности, так и в сфере социокультурного бытия человека. Культура – это область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества). Первичная сфера духовной деятельности человека – мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные, религиозные и мировоззренческие представления.

Понятие «духовное» включает в себя то, что человек сам прочувствовал, выстрадал, сделал своим, без чего он чувствует себя лишенным чего-то важного. Сама необходимость в изучении религии свидетельствовала о кризисе религиозного сознания в эпоху Просвещения, кризисе духовности. Философы эпохи Просвещения с презрением относились к представлениям о сверхъестественном. Попытки изучать различные религии были систематизированы и рационально упорядочены лишь в XIX в. Так, стараниями немецкого ученого Фридриха Макса Мюллера (1823–1900) в конце XIX в. в университетах стали преподавать религиоведение. Как сумма знаний о религии религиоведение в качестве научной дисциплины изначально утверждается в рамках философии, преимущественно европейской, в период ослабления религиозных чувств и угасания религиозной мысли. Философы и богословы совершают исследования в антропологических целях, т.е. исследуют человеческое в человеке, используя возможности рационального осмысления религиозных верований. Голландский ученый Пьер Даниэль Шантепи де ла Соссе (1848–1920) разработал систематический подход к религиям, описывая артефакты, ритуалы и верования примерно так, как в учебнике по ботанике описываются растения. В конце XX в. Мирча Элиаде (1907–1986), используя такой подход, описывал символы и ритуалы, высокие и более примитивные религиозные верования, пророческое и мистическое. Но такая методика, к сожалению, не всегда учитывает, что религия является живым организмом. Вера держится на верующих, у которых есть свои чаяния, страхи и радости. Да и в ботанике, кстати, систематический подход имеет свои недостатки.

 



 
PR-CY.ru