Религии народов Америки - Страница 11

Календари майя и ацтеков. Майя пользовались одновременно двумя календарями: ритуальным календарем – цолькин, с годом, включавшим 260 дней, и солнечным календарем – хааб, в котором год состоял из 365 дней. Цолькин включал 20 периодов по 13 дней, с собственными названиями, состоящими из имени периода и номера от 1 до 13. В каждом периоде день под номером 1 носил другое имя. Хааб включал 18 месяцев по 20 дней и «увечный» месяц из пяти дней. Первый месяц года назывался Поп, а первый день месяца был нулевым, соответственно первый день года назывался 0 Поп. Два календаря использовались совместно. Полное обозначение дня включало указание на его место по календарю Цолькин, за которым следовало наименование по календарю хааб: 2 Ик 0 Поп, следующий день назывался 3 Акбал 1 Поп и так далее. Для обозначения более длительных периодов времени майя использовали систему, основанную на умножении дней, кин: 20 кин = 1 виналь, 18 виналь = 1 тун = 360 дней и так далее.

 

Календарь ацтеков ничем принципиально не отличался от календаря майя. Ритуальный календарь – тоналпохайи включал 20 периодов по 13 дней. По солнечному календарю год, как у майя, состоял из 365 дней, хотя, возможно, и не совпадал с майяским. Год включал 18 месяцев по 20 дней, а оставшиеся 5 дней составляли особый месяц немонтем, считавшийся несчастливым.

Центром еще одной индейской цивилизации стало Перу. Древнейшие государства здесь сложились возле озера Титикака. Цивилизации этого региона отличаются высоким уровнем технического развития (производство тканей было известно в Перу еще до начала III тысячелетия до н.э., работа по металлу – до 1000 г. до н.э.), а также сложением традиции строительства огромных храмов. На территории Перу, последовательно сменяя друг друга, развивались цивилизации Чавин, Парака и Наска, культура Моче, Чиму. Согласно источникам, около 1200 г. н.э. господство здесь перешло к племени инков, живших в районе Куско. Инки принадлежали к народу кечуа, название «инки» обозначает одновременно племя, аристократию (правящий класс) и, наконец, главу государства, монарха: Инка рассматривался как воплощение святости, сын солнечного бога. Их империя была тем самым теократической монархией, основание которой восходит к явлению бога солнца Манко Капаку, легендарному первому инке (ок. 1200 г.). В период расцвета (1438–1532) она простиралась от современного Кито (Эквадор) до Вальпараисо (Чили). Столицей государства был Куско («пуп»). Эта экспансия сопровождалась усиленной централизацией: государственная религия, распределение обрабатываемых полей, сложная административная система. В начале XVI в. в состав инкской империи входили территории нынешних Перу и Боливии, а также некоторые области Эквадора и Чили.

Инки выработали настоящую государственную религию. Во время своих завоеваний они привозили идолов покоренных народов, которых почитали в столице в качестве второстепенных божеств; однако народные верования и некоторые племенные культы выжили внутри этой теократической системы. Два главных божества были: Инти, бог солнца, предок императорской фамилии Инка и долгое время главное божество; Виракоча, «бог», или высшее существо, возглавил пантеон в правление Пачакутека (1438–1471), но это божество осталось почти неизвестным рядовым общинникам.

В религии инков важную роль играла вера в загробную жизнь, о чем свидетельствуют погребальные обряды их знати. Тела правителей и вельмож высушивали, мумифицировали, придавали им положение, подобное положению эмбриона в теле матери, герметически заворачивали в несколько слоев плотной хлопковой ткани. При захоронении рядом с усопшим клали драгоценности и предметы обихода; некоторое время у инков существовал обычай умерщвлять и хоронить вдову и слуг покойного вместе с ним. Существовала и практика человеческих жертвоприношений в честь восшествия на престол нового правителя либо перед началом войны. При всем разнообразии можно выделить несколько культурных общностей (почитание бога с кошачьими когтями, образ змеи, выступающий как символ плодородия, культ бога-ягуара, образ жреца, совершающего жертвоприношение), которые свидетельствуют о том, что цивилизации восходят к одной древней культурной традиции. Наряду с государственным, официальным культом в каждой местности почитался свой бог в образе дерева, животного или камня, что указывает на наличие пережитков тотемизма. Есть сведения о почитании духов предков – уака.

 



 
PR-CY.ru