Ранние формы религии - Страница 12

Можно провести параллели с религиозными представлениями, бытующими в мировых религиях и даже в современном безрелигиозном сознании, которые принято называть суевериями. Но, тем не менее, мы совершаем немало неосознанных поступков, суть которых сводится к архаичным религиозным верованиям. Хотя ранние формы религии являются основой мировоззрения первобытного общества, эпоха первобытности – это лишь период сложения и наиболее яркого развития данных систем. Со временем магия, мантика, шаманизм видоизменялись, при этом оставаясь устойчивым компонентом культуры разновременных цивилизаций. Естественно, что в последующие эпохи многие элементы архаических мифов и ритуалов не прекратили свое существование, а либо развивались независимо от религиозных мировоззренческих систем иного, уже нового порядка, либо становились их неотъемлемыми элементами.

В примитивном обществе религиозные представления и ритуалы тесно связаны с мифом. Но чем дальше удалялись мифы от тех уходящих в прошлое обрядов, которые их когда-то породили, тем более преувеличенными деталями они постепенно насыщались, превращаясь из веры и религиозного чувства в развлекательный рассказ. Американский исследователь первобытной религии и мифологии Самуэль Хук выделяет следующие типы мифов.

1. Обрядовый миф – вероятно, наиболее древняя форма мифа, родившаяся из словесного сопровождения ритуала и призванная объяснять непосвященным основные моменты происходящего действа. Первоначально ритуал сопровождался песнопениями и заклинаниями, которые позволяли усилить влияние выполняемых действий, имея призывающий или повелевающий характер. Постепенно отдельные выклики и магические формулы приобретали характер связного рассказа, комментирующего каждый шаг совершающегося обряда.

2. Культовый миф является разновидностью мифа обрядового, но связан с более развитой формой религиозного мышления, при котором рассказывание мифа не сопровождает ритуал, а служит способом пробуждения религиозных чувств, когда отмечается какой-либо праздник, имеющий сакральное значение. Он сохраняет историю племени или государственного образования, привязывая ее к определенной религии или культу отдельного божества.

3. Этиологический миф (миф происхождения) – сравнительно поздний вариант мифа, получивший развитие в обществе, уже утратившем непосредственную связь с ритуальными практиками и пытающемся оправдать существование ритуала с помощью псевдоисторического или религиозного объяснения. Например, египетский миф об Осирисе и Изиде является попыткой оправдать существование старинного обряда, согласно которому фараоны брали в жены своих сестер.

4. Эсхатологический миф (миф о конце света) . Зарождение этого мифа обычно связывают с иудаизмом, но содержатся подобные взгляды уже в вавилонских мифах. Если в примитивном обществе господствуют представления о циклическом протекании времени (это связано с тесной зависимостью от природы, подчиняющейся смене времен года), то эсхатологический миф служит проявлением уже несколько иного отношения ко времени – линейного. Оно не замыкается в круг, а имеет четкую точку начала и, естественно, точку конца, к которому следует готовиться заранее. Однако не следует считать, что появление линейного отношения ко времени перечеркнуло прежние циклические отношения к нему. Оно сохранилось и в более поздние времена и нашло наиболее яркое выражение в Екклесиасте: «Все было – все будет», которое и сегодня используется как «крылатое выражение».

 



 
PR-CY.ru