Ранние формы религии - Страница 11

Различные магические обряды носили чисто утилитарный характер и были связаны практически со всеми сторонами человеческого бытия. Одной из форм магической практики были гадания (мантика) с целью предсказать будущее. Предсказатель не претендует на воздействие на мир, а лишь старается предугадать ситуацию, определить возможности дальнейшей деятельности, выявить неизвестное событие или реконструировать прошлое. Часто гадания были приурочены к календарным обрядам, нужно было определить качество и количество будущего урожая, состояние погоды. Предсказание связано с интерпретацией положения планет, полета птиц, формы печени жертвенного животного, трещин на обожженной кости и т.д. Гадать мог как обычный человек, так и «профессионал». Таковым нередко оказывался шаман, и его предсказания включались в качестве составной части в шаманский обряд – камлание. Шаманы – особые специалисты, медиаторы, осуществляющие посреднические функции между миром людей и мифологическим миром. Некоторые исследователи считают шаманство явлением исключительно сибирским, однако элементы шаманизма распространены очень широко и существуют в сфере культуры большинства стран.

Обычно шаманом становился тот, чьи предки имели отношение к обрядам общения с духами, т.е. были шаманами, гадателями, жрецами, врачевателями. Иначе говоря, способности к шаманству якобы передавались по наследству, наследовался и сам социальный статус. Хотя при этом носители традиции считают, что сами духи должны выбрать человека для будущего шаманского служения. Поэтому неофит проходил длительную и сложную стадию посвящения в шаманы, т.е. период шаманской инициации. Она часто включала в себя длительный сон – забытье. Во время сна шаман символически умирал, вернее, духи его убивали, а затем возрождали заново, наделяя особыми качествами общения с ними, способностями лечить, предсказывать, отправлять душу умершего в предназначенное для нее место и путешествовать с нею по вертикальным и горизонтальным сферам мира. Для такого путешествия необходимо было связующее звено между мирами – лестница, река, дерево. Поэтому образы лестницы и дерева встречаются и в более поздних, монотеистических религиях.

Характерно, что вступать в контакт с духами шаман мог в период транса или экстаза. Для того чтобы вызвать это состояние, нередко использовались галлюциногенные вещества. Однако шаманов не следует рассматривать как людей психически больных. Для впадения в транс и сегодня используются в религиозных общинах методики медитации, даже молитва по своей сути является медитацией. Лишь с использованием гипноза данные методики признаются психотропными и опасными для здоровья.

Окружающий мир представлялся первобытному человеку в значительной мере однородным, он не осознавал полностью свои особенности и не отделял себя от природы. Очень часто человеческие качества переносились на окружающий мир, и наоборот, свойства мира окружающего проецировались на человека. Первобытные люди мыслили при помощи чувственных образов, им мало были свойственны общие, абстрактные понятия. Не всегда существенно различались вещь и ее название, зверь и наименование породы, сам человек и его имя. Данная нерасчлененность во многом повлияла на специфику тех представлений и ритуалов, которые соотносимы с ранними формами религии. Причем эти членения единого мировоззрения не осознавались людьми архаического общества.

 



 
PR-CY.ru