Христианство - Страница 8

Особую роль в распространении христианства в Римской империи сыграл апостол Павел, чьё еврейское имя было Савл. Будучи верующим иудеем, он принимал участие в преследованиях христиан в Иерусалиме, затем отправился в сирийский город Дамаск, чтобы и там выступить против христиан. Но по дороге (по его собственным словам) с ним случилось чудо: он упал, потерял зрение и услышал голос Иисуса. С этого времени Савл стал проповедовать христианство, принял римское имя Павел. От него до нас дошёл ряд Посланий, адресованных христианским общинам. Характерной особенностью его мировоззрения было убеждение в скором наступлении конца света. Так, в Первом послании к Коринфянам он пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но изменимся. Вдруг во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленные, а мы изменимся» (15:51–53). Тем самым Павел говорит, что он и его адресаты могут дожить до Страшного суда. В Посланиях апостол Павел выступает с вероучительными проповедями и, кроме того, даёт советы, как общаться с язычниками, можно ли вступать христианам в брак, можно ли разводиться в случае, если один из супругов – христианин, а другой – язычник. Он определяет, кому поручать помогать одиноким вдовам, как вести себя за совместной трапезой и т.д. Одно из главных положений Павла: необходимость распространять веру в Христа среди неиудеев, провозглашение равенства всех верующих независимо от их происхождения и социального положения. Согласно его учению, крещёным язычникам не нужно соблюдать иудейский Закон – всеохватывающую систему заповедей и запретов, поскольку человека спасает сама вера. Эти положения способствовали распространению христианства в самых разных слоях населения империи и превратили его в мировую религию. Считается, что апостол Павел разработал теорию о Боговоплощении. Он легко ставит знак равенства между обладанием Духом Христовым и обладанием Духом Божьим, тем не менее, бытие во Христе отнюдь не становится у него бытием в Боге, что, казалось бы, напрашивается само собой. И хотя в Посланиях Павла не говорится о бытии верующего в Боге, его мистика бытия во Христе, в конечном счёте, все-таки равняется мистике бытия в Боге (см. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО, гл 3). Однако Павел, согласно некоторым исследователям (Чекрыгин), ещё не знал основных писаных Евангелий; для него Евангелие – это лишь благая весть об Иисусе Христе, что наложило отпечаток на всю его деятельность. Первые христианские общины возникали по образцу иерусалимской, описанной евангелистом Лукой в «Деяниях апостолов». Она представляла собой как культурную общность, объединённую обрядами и священнодействием, так и братство, где иногда было общим даже имущество. Цементировала это общинное братство вера в единого Бога Иисуса Христа. Общины, вскоре принявшие наименование «церковь», практиковали преломление хлеба в память Тайной вечери (последней вечери Иисуса Христа перед казнью). Они оставались верными учению апостолов, старались установить полное согласие между всеми учениками единого Учителя. По-видимому, первые христианские проповедники обращались, главным образом, к иудеям и лишь отчасти к эллинам и другим «язычникам». Но ортодоксально настроенные иудеи отнеслись к их деятельности враждебно, поскольку не разделяли их веры в Иисуса как Мессию. История свидетельствует, что в течение очень короткого времени христианские общины появились практически во всех городах империи, но они появлялись не на пустом месте, а в структуре еврейских общин. Процесс их превращения в христианские проходил очень болезненно. Это было связано, в первую очередь, с перераспределением собственности, принадлежавшей еврейским общинам (по времени он занимает период от апостолов до апологетов). Иудеи составляли только ядро таких еврейских общин, которое окружало большое число прозелитов, а также иудействующих. Прозелиты, вступая в еврейскую общину, приобретали определённые права на её собственность. Идея же о том, что христианин не должен иметь никакой личной собственности, была, видимо, рассчитана на то, чтобы у прозелитов не возникало желание посягать на собственность еврейской общины. Господь-бессребреник, Нищий Проповедник, призывающий не копить богатства в этом мире, а заботиться только о мире потустороннем, как нельзя лучше подходил для утверждения новой идеологии. Однако количество иудеохристиан (верующих в Иисуса как Мессию, но исполняющих еврейские обряды) росло, и христианская община всё более многочисленным кольцом окружала еврейскую. Для постороннего взгляда не было разницы между иудеями и иудеохристианами, поскольку христиане считались еврейской сектой. В городах, где синагог было несколько, должно было быть и несколько христианских общин. Быть может, в начале так и было, но для нас христианская община в каждом городе представляется как одно целое. Обособление сопровождалось враждой, и очень скоро синагоги из очагов христианства превратились в «источники гонений» для него. Обособление христианской общины от окружающей языческой обстановки было менее строгим, чем обособление от неё еврейской общины.

 



 
PR-CY.ru