Христианство - Страница 7

А так в Евангелии от Марка рассказывается о Воскресении Иисуса: «По прошествии Субботы, Мария Магдалина и Мария Яковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянувши, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облачённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не бойтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идете, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас; и никому ничего не сказали, потому что боялись. Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине. …Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. …Наконец явился самим одиннадцати, возлежащим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 9:1–14). На эти сюжеты художники написали много картин, писатели написали много книг, а режиссёры сняли много фильмов. И один из самых излюбленных сюжетов – коленопреклонённая у креста Мария Магдалина целует ноги Иисуса, которые она ещё совсем недавно умащала драгоценным маслом. Марию поддерживают апостол Иоанн и мать сыновей Цебедии. Римские солдаты держат облачение Христа (чтобы его поделить), а прямо под крестом виднеется череп Адама, первого человека, чей грех искупил Спаситель. Фигура Распятого уже как бы оставила мир людей и приобщилась к отверстым небесам, где его встречают ангелы. Воскресение Иисуса Христа было чудом, т.е. противоречило природе, естественному ходу вещей. Понятие чуда принадлежит к области антропологии религии. Это не понятие философского порядка, не понятие из научной области. Во многих человеческих обществах чудо переживается не как «нарушение законов природы», но как проявление могущества сверхъестественных сил и богов, населяющих мир человека. Чудеса и таинства служат также проявлением божества, обнаруживающего себя деяниями, выходящими за рамки обыденности. Более того, поскольку Бог Сам является Творцом Вселенной, то Он не должен подчиняться законам Им же созданного мира. Он находится как бы над ним и вправе менять его по Своему усмотрению. Редко упоминаемые в Ветхом Завете чудеса чрезвычайно часто встречаются в Новом Завете, где повествуется о чудесах, совершённых Сыном Божьим. В христианской теологии чудеса учитываются при канонизации святых. Иначе говоря, святой потому и святой, что он в состоянии менять привычный и естественный ход событий. После казни Иисуса апостолы находились в Иерусалиме. Руководили христианами три человека: Пётр, Иоанн и Иаков, («брат Господа», по выражению апостола Павла). Их главной задачей было распространение веры в Иисуса не только в Иудее, но и за её пределами, но, главным образом, среди иудеев. Христиане того времени, включая руководителей Иерусалимской общины, оставались в рамках иудаизма. Группы христиан появились в соседней Сирии, в главном городе которой (Антиохии) грекоязычное население стало называть последователей Иисуса Христа «христианами». В это время основным христианским таинством становится крещение, которое проводилось «Во имя Иисуса Христа», как сказано в «Деяниях апостолов» (2:38; 8:14). Способы раннего крещения определены в христианском памятнике конца I – начала II в. «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе»). Считалось, что крестить нужно в живой (т.е. текучей) воде во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Если такой воды нет, крестить можно в другой воде, а если воды для погружения нет, следует трижды возлить воду на голову. Крещение делало христианина собственностью Иисуса Христа, наделяло его благодатью Святого Духа. Первоначально крестили взрослых, обычай крестить младенцев складывался постепенно, а закрепился только в VIII в. Рано возникает и таинство причащения (евхаристии, дословно – благодарения). Оно связывалось со словами Иисуса Христа, приведёнными в Евангелиях: во время предпасхального ужина (так называемой Тайной вечери) со Своими учениками Иисус подал хлеб, сказав «Сие есть тело Моё», а вино в чаше, которое пили ученики, Он назвал Своей кровью (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24). О таинстве причащения писал апостол Павел в Первом послании Коринфянам (10:16–17); в этот обряд входило преломление хлеба. Причащение в ряде общин было коллективным и происходило во время общей трапезы (агапы). Со II в. обряд причащения становится нормой для всех христианских общин. Тексты молитв первоначально не были фиксированными; в Евангелии от Матфея приведена одна молитва: «Отче наш» (6:9–14), эта же молитва содержится и в «Учении двенадцати апостолов».

 



 
PR-CY.ru