Христианство - Страница 5

Отправной точкой христианского богословия стало знаменитое начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово (Логос), и Слово (Логос) было у Бога, и Слово (Логос) было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть, что начало быть». Первые христианские писатели, отталкиваясь от этих строк, стали развивать учение о Христе как воплощённом Логосе. Этот греческий термин более многозначным, чем русское понятие «слово», каким обычно переводится. «Логосу» в греческом языке соответствует также понятие «Разум». Однако в богословие он пришёл не из обиходного языка, а из древнегреческой философской лексики, причём философы также давали ему несколько значений. Для них Логосом, прежде всего, был идеальный божественный мир – совокупность идей (или первообразов), которые осуществляются в материальном мире. Вместе с тем Логос – это отражение Божественного в материальном. Говоря о Логосе, философы давали понять, что это Бог не Сам в Себе, а в действии, в осуществлении творения. Христиане, восприняв этот языческий по существу термин, отождествили с Логосом (Словом) второе лицо Троицы – Бога Сына. С одной стороны, это позволило многим язычникам, впитавшим идеи греческой философии, уразуметь христианское учение. Когда Бога Сына называли Логосом, для них сразу становилось понятно, что Сын – это посредник между Абсолютным Богом (Богом Отцом), пребывающим в Себе, и материальным миром. С другой стороны, это порождало много новых трудноразрешимых вопросов. Прежде всего, в такой интерпретации Бог Сын (или Слово-Логос) неизбежно воспринимался как божество низшее, сотворённое, подчинённое Богу Отцу, а во-вторых, возникали сомнения в Его изначальности и совечности Отцу. Поскольку Логос есть как бы изречённое Слово, Которым Бог Отец творит мир, то его рождение следовало считать, скорее, предмирным, а не извечным. Те же, кто не поддавались этим сомнениям и считали Бога Сына по существу равным во всём Богу Отцу, неизбежно приходили к другой проблеме: получалось, что Бог не един, а изначально множественен, что подрывало самые основы монотеизма, провозглашённого Ветхим Заветом и принятого Новым Заветом. Однако вначале такие проблемы не возникали, поскольку «благая весть» заключалась в сообщении, что Спаситель воскрес, и скоро ожидается Его второе пришествие в славе. «Благую весть» о казни и Воскресении Христа разносили по всей Римской империи апостолы (слово «апостол» происходит от греческого глагола «apostolein», что означает «посылать»). В соответствии с традицией синоптических Евангелий Иисус Сам выбрал из Своих учеников двенадцать, «чтобы были с Ним и чтобы послать их возвестить Благую весть». Среди них были рыбаки, сборщик податей, бросивший своё дело, даже один выходец из группы зелотов: Симон-Пётр, его брат Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей и Зилот и, наконец, Иуда Искариот, который предал Иисуса (число 12 символизировало 12 колен Израиля). Иисус ходил с ними по Иудее и Галилее, излечивая больных и бесноватых. Апостолов Иисус послал проповедовать сначала в Галилею, а затем (после Воскресения) – по всему миру («идите и научите все народы»). Апостолы сформировали первоначальное ядро христианской общины и проповедовали Евангелие в синагогах Палестины, а затем в крупнейших городах Востока. К ним присоединился Павел, который благодаря видению, случившегося с ним на дороге в Дамаск, якобы получил непосредственно от Христа поручение проповедовать среди язычников (поэтому вошёл в историю под названием «апостол языков»). В Средние века в искусстве сложилась традиция представлять евангелистов (авторов четырёх Евангелий, вошедших в церковный канон) символической фигурой: Матфея – человеком, Луку – быком, Марка – львом, а Иоанна – орлом. В представлениях древних людей посланник Бога должен быть, прежде всего, целителем. Иисус в Евангелиях предстаёт не просто целителем, а наделён необыкновенными способностями: совершаемые Им исцеления происходят мгновенно и окончательно, усиливая или обращая вспять природные процессы. Однако вместо того чтобы укреплять чудесами Своё влияние на толпы последователей, Иисус требовал от них веры до сотворения чуда и молчания после него. Таков рассказ об исцелении слепых: «Когда Иисус шёл оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, вышедши, разгласили о Нём по всей земле той». Бог через Иисуса дарует людям телесное здоровье и чудеса – доказательство могущество Отца, которому причастен Сын. Для евангелиста Иоанна все совершённые исцеления, чудесное умножение хлебов и рыбы – знаки божественного начала Иисуса. Исцеления мужчин и женщин, больных физически и психически, также были свидетельством любви Бога к своему творению (современные проповедники также стремятся демонстрировать свои способности целителей, чтобы приобрести авторитет у адептов).

 



 
PR-CY.ru