Христианство - Страница 4

В период зарождения христианства религию сабиев смешивали с сабеизмом в смысле звездопоклонства (отсюда и евангельский сюжет о восточных волхвах-звездочётах). Иисус принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя и начал проповедовать в своей родной Галилее после тридцати лет жизни в безвестности (Новый Завет ничего об этом не сообщает). Говоря притчами и иносказаниями, совершая исцеления, Он собрал своих первых последователей из числа гонимых иудеев. Иисус предрёк неизбежное наступление Своего царства, однако никто не понял, что речь идёт об изменении судьбы мира, а бедняки ожидали от Него лишь немедленной перемены своей участи. Роль Мессии (Иисус её не отвергал) создала Ему величайший авторитет в народе. Однако Его проповедь вызвала озабоченность фарисеев, которые считали Иисуса опасным вольнодумцем, разрушавшим в глазах народа моральный и религиозный авторитет священнической касты. После Его триумфального въезда в Иерусалим, где Иисус изгнал торгующих из храма, Его гибель была предрешена. Он был арестован в четверг, после того как совершил последнюю вечерю со своими учениками, во время которой установил таинство причастия. Иудейские власти, чтобы привлечь к делу римского наместника Понтия Пилата, превратили процесс над Иисусом в суд над Ним как над политическим агитатором. В пятницу, накануне еврейской Пасхи, Он был казнён на кресте, однако уже в воскресенье несколько женщин и учеников Иисуса засвидетельствовали, что видели Его живым. Через пятьдесят дней (в праздник Пятидесятницы) Иисус явился ученикам и призвал их проповедовать иудеям, чтобы те признали Его Мессией Израиля и приняли «благую весть» Евангелия (от греч. «euaggelion» – «благая весть»). Ученики Иисуса приписывали Ему качества, которые считались присущими исключительно царям Израиля и Иудеи, после того как те в результате миропомазания получали зримое свидетельство избранности бога Яхве. Хотя обращённые в рабство евреи возлагали все свои надежды на явление Спасителя, Мессии из рода Давида, идеального царя, который вернёт им свободу, Иисус отверг мессианизм, который во времена римского владычества превратился в политическую идеологию, утверждая, что Его «царство не от мира сего». Из божественного Откровения следовал Завет (т.е. свод правил поведения христианина в мире) и новая литургия (богослужение), которой Он завещал научить все народы (это обучение неотделимо от Евангелия). Основу жизни христианина составляет вера в Иисуса Христа как Бога и человека одновременно (Христос является не посредником между Богом и людьми, а Богочеловеком). Однако эта вера основана также и на новом типе отношений между теми, кто её разделяет, поэтому источником всей моральной и общественной жизни является неисчерпаемая любовь Бога к человеку и миру. Именно поэтому с самого начала христианства церковь учила, что человек не должен отделять любовь к Богу от любви к человеку. Считается, что Иисус Христос Своей смертью искупил грехи человечества, но для завершения преображения человека и исполнения завета Христа «любите друг друга» требовались вполне определённые действия. Большинство историков в наши дни согласны, что Иисус Христос – реальное историческое лицо. Упоминания о Нём есть у иудейского писателя Иосифа Флавия и у римских историков Тацита (около 50 – около 120 гг.) и Светония (около 70 – после 122 гг.); есть также донесение наместника провинции Плиния Младшего (61/62 – около 114 гг.) императору Траяну (98–117 гг.), где утверждается, что «ученики почитают его богом». Основным же письменным источником о земной жизни Иисуса Христа являются тексты Нового Завета, составление которого продолжалось с 50 гг. до конца I в. Однако собрание этих текстов (Евангелий, апостольских Посланий) не даёт Его последовательной биографии. Евангелия – это не биография Иисуса Христа, а теологические и литургические тексты, свидетельства христианской проповеди, утверждающей веру в Иисуса – Христа и Спасителя (трудность в том, что отделить истины веры от исторической истины не всегда возможно). Тем не менее, Новый Завет даёт важные сведения о жизни Иисуса Христа в религиозном, культурном и политическом контексте той эпохи. Его жизнь описана в четырёх Евангелиях, подлинность которых признаётся церковью. Авторство Евангелий приписывается апостолам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Три первых Евангелия называют синоптическими (т.е. «обзорными» или «смотрящими вместе») из-за их большого сходства. Иные тексты, не признаваемые церковью, так называемые апокрифические евангелия, рассказывают о различных эпизодах из жизни Иисуса Христа (так же как и Протоевангелие Иакова).

 



 
PR-CY.ru