Культура сирийцев и финикийцев - Страница 6

Из животных одинаково перечисляются быки, телята, олени, овцы, козы, ягнята, козлы и птицы, ручные и дикие. Между домашними и дикими животными и птицами не существовало различия. Нет указаний и на возраст жертвенных животных, исключались только заморенные и больные. Жертва служила пищей богам, а кровь составляла самый главный дар, поскольку в ней заключалась жизнь. Ритуал был традиционным: кровь жертвенного животного собирали, внутренние органы и жир сжигали на жертвеннике, а мясо использовали в качестве угощения, если только не совершалось «полное» жертвоприношение (в Ветхом Завете – «всесожжение»). Вслед за принесением жертвы следовало веселое пиршество; в праздники радостное настроение усиливалось танцами и музыкой.

До какой степени мрачными были представления об обязанностях человека по отношению к божествам, свидетельствует обычай остригать себе в честь богов волосы на голове и приносить их в жертву взамен собственной жизни. Согласно представлениям многих семитских племен, в волосах была скрыта жизненная сила, так же как в крови – душа. Что обычай этот был очень распространен, видно из существования особой должности храмовых служителей, стригших волосы. В частности, на всех изображениях богов и царей мужчины имеют длинные волосы на голове и длинные бороды, что прямо должно указывать на их жизненную силу и мудрость. Борода в представлении восточных народов еще в течение многих веков оставалась символом мудрости мужчины. В то время как женщины должны головным убором прикрывать свои волосы, подчеркивая тем самым смирение себя и своих жизненных сил под властью мужчины. Это представление сохранилось и в современном православии. Принятие монашеского сана предполагает обряд, который так и называется – «постриг», т.е. символически обрезается пучок волос на голове в знак смирения и признания над собой власти бога.

Подобная же мысль – искупить свою виновность, принося в жертву часть своего тела, – лежит в обычае обрезания, в котором выражалась мысль о замене одной жертвы другой; крайняя плоть принадлежит богу, считают семиты. Обрезание было очень широко распространено не только у семитов и народов Восточного Средиземноморья. Однако наиболее действенным и надежным средством снискать себе милость богов были все-таки человеческие жертвы. Жертвовалось то, что всего дороже: у родителей отбирали новорожденных детей, особенно первенцев, и убивали их перед изображением богов. Обычай человеческих жертвоприношений сохранился и в более поздний период. Даже насильственные меры, к которым прибегали римляне для уничтожения в Карфагене человеческих жертвоприношений, остались безуспешными: страшный вид и жестокий характер богов не допускал никаких уступок. В особенных случаях, при очень большой опасности, как правило, приносился в жертву кто-нибудь из тех, кто занимал видное общественное положение. Человеческой жертвой выражалось даже благодарность за оказанную помощь. По свидетельству греческого историка Диодора (I в. до н.э.), при торжественном жертвоприношении по случаю победы самые красивые из пленников были убиты перед священной палаткой в качестве благодарственного дара богам.

 



 
PR-CY.ru