Культура шумеров - Страница 2

Источниками изучения истории древнего Междуречья служат также памятники искусства, которые носят ярко выраженный культовый характер. Архитектура и скульптура представлены здесь не только храмами и изображениями богов; они также утверждают могущество земных царей, их политическую власть. Образ правителя на этих памятниках обожествляется. Так, например, на пластине из розового песчаника с изображением побед Нарам-Сина нога царя на теле поверженного врага символизирует не только его победу, но и претензии на абсолютное господство.

Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н.э., когда здесь появляется большое количество городов. Основными из них на юге становятся Эриду, Урук, Ур, Ниппур, Ларса, Лагаш; в центральной части – Киш, Аккад (столица аккадской империи) и Вавилон; далее к северу – Мари, Ассирия, Эбла. Города были достаточно большими: еще в эпоху Урука (3700–3300 до н.э.) население этого города составляло 10 тыс. жителей. В городах-государствах устанавливается царская власть; они быстро превращаются в империи. Пограничные территории – Анатолия, Финикия, Палестина, Египет и Иран – имели налаженные контакты с государствами Междуречья.

Древнейшая цивилизация здесь была создана шумерами в южной части Месопотамии. Они изобрели колесо, примитивный плуг и прямые паруса, позволяющие плавание в открытом море, а также гончарный круг и выплавку металлов. Шумерский период в истории Двуречья охватывает около тысячи лет – с конца IV тысячелетия до н.э. до конца III тысячелетия до н.э.

Происхождение шумеров по сей день остается загадкой для ученых, поскольку их язык не имеет никаких родственных ветвей среди известных языков Древнего и нового мира. Скорее всего, они не были коренными жителями Двуречья и переселились на эту территорию в начале или в середине IV тысячелетия до н.э. Одни историки считают их прародиной Индию, другие – Кавказ или Среднюю Азию.

Переселившись в Междуречье, колонисты-шумеры оказались в условиях, почти невыносимых для жизни людей. Не было земель, удобных для земледелия, а речные разливы нередко сопровождались разрушительными наводнениями. Потребовалось несколько столетий труда, чтобы превратить эти заболоченные или пустынные места в цветущий оазис. Для этого была сооружена гигантская сеть каналов и арыков, которые и собирали воду, осушая топи, и орошали сухую степь.

В отличие от Египта, у шумеров так и не сложилась централизованная деспотическая держава; каждый город с окружающей его маленькой областью был фактически независимым. Их общественный строй, по сравнению с современным им египетским, был более патриархальным и демократичным. Во многих городах существовали советы старейшин и даже собрания «граждан города», с которыми правитель должен был обсуждать все принимаемые решения. Правители эти были двух категорий: в больших городах, вроде Киша и Уммы, всеми делами распоряжались цари (лугали), в других власть принадлежала первосвященникам (энси), соединявшим духовные и светские полномочия. Хотя каждый город имел собственных местных богов, свои циклы мифов и свои жреческие традиции, существовал и общепринятый пантеон, объединявший наиболее значимых и чтимых богов. Единство страны опиралось преимущественно на единство веры. Древний Ниппур (город жрецов и обитель богов) являлся символом этого единства.

 



 
PR-CY.ru