Культура народов Австралии - Страница 2

Культура народов Австралии неразрывно связана с религиозными верованиями аборигенов. Их религиозные представления коренятся в понятии мифического стародавнего времени, которое именуют «временем сновидения». В эту мифологическую эпоху, после сотворения мира, первоначальные небесные существа открыли людям таинства и установили нравственные и юридические нормы. С миром усопших и с богами, свидетелями этого времени, можно общаться с помощью священных снов.

Австралийская мифология повествует о том, что мифические предки оставляют в природе следы своего присутствия в виде деревьев, камней и источников. В каждом таком месте существа из «времени сновидений» оставляют «детские духи», которые оплодотворяют проходящих мимо женщин.

Человек сохраняет особую связь с тем священным местом, где, как считается, забеременела его мать, символически связан с каким-либо животным, растением или атмосферным явлением, которое является ему во сне и дает советы. После смерти человек возвращается к своему сну и к священному месту своего зачатия, чтобы, в свою очередь, оплодотворить женщину и обеспечить непрерывность жизни.

Ритуалы также должны обеспечить высокую рождаемость в племени и плодородие в окружающей природе, обеспечивая в нужном количестве дожди, источник жизни растений и животных. Каждый род связан с одним из видов животных, который является его тотемом (эму, кенгуру и т.п.). Тотему нельзя причинять вред, а он, в свою очередь, сообщает полезные сведения в сновидениях.

Обряды инициации совершаются в несколько этапов и растягиваются на многие годы. Они включают физические действия над телом инициируемого, иногда довольно болезненные (обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов, эпиляция), символическое умерщвление и воскрешение. Обряды инициации вырывают молодого человека из среды женщин и одновременно дают ему право совершать священнодействия. Воспроизведение мифов также является частью обряда инициации, особенно в тайных культах предвечной матери Кунапипи или радужного змея Юрлнггура.

В качестве тотемов выступают чаще всего животные и лишь изредка растения или какие-нибудь предметы. Особенностью тотемизма у австралийцев является половой, когда кроме общего родового тотема у мужчин и женщин существуют еще отдельные. Кроме этого, индивидуальные тотемы имели колдуны, знахари и вожди. Жители Австралии не считают его чем-то высшим, поэтому неверно говорить о его обожествлении – существует вера только в сверхъестественное родство с ним. Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.

 



 
PR-CY.ru