Культура народов Африки - Страница 5

Другая группа жрецов – колдуны, знахари, прорицатели – занимались в основном лечением больных, предсказаниями будущего и различными гаданиями. Они часто объединяются в особую корпорацию, в которую вступают через посвящение, а бывает и так, что они должны с помощью пения и пляски привести себя в исступленное состояние, чтобы достичь способности заклинать духов. От них ожидают исцеления от болезней и от укусов змей. Гадания использовали для достижения победы, противодействия проискам враждебного колдуна; широко применялась также и любовная магия.

Очень распространенными у жителей Африки являются тайные союзы, мужские и женские, которые выполняют очень разнообразные функции: лечебные, судебные или полицейские. Некоторые существуют несколько столетий, как, например, эмпакассейро. Члены таких обществ, изображая духов, надевают страшные маски и устраивают танцы, которые служат и формой досуга, и способом сплочения, и рычагом воздействия на противников. Нередко тайные союзы выполняют функции органов власти, играют весомую роль в политике. Не все они имеют отношение к религии, но практически все используют в своей практике религиозно-мистические ритуалы.

У многих африканских племен одной из характерных форм религии является культ вождя. Его проявления очень разнообразны: выполнение вождем жреческих или колдовских функций; различного рода табу, как, например, запрет на пищу вождя; запрещение сношений вождей с рядовыми членами племени; культ умерших вождей. Одной из важнейших сверхъестественных способностей, приписываемых вождям, была способность вызывать дождь. Так, у народа ваньоро в Уганде в качестве вознаграждения за исполнение обряда вызывания дождя правитель получал целые стада скота. Подобная практика наблюдалась и у ряда других племен.

Только вожди, выполнявшие одновременно политические и религиозные функции, могли поддерживать отношения с духами и другими высшими существами. Для правителя иногда важнее было поддерживать контакт с духовным миром, чем управлять живыми. Вождь не мог быть увечным, больным или слабым в любом смысле этого слова, потому что должен был управлять природными явлениями и представлять всю общину; поэтому у многих народов существовал обычай лишать власти, а иногда и жизни физически ослабевшего правителя. Иногда умерщвление производилось по достижении вождем определенного возраста, а у некоторых народов его убивали, если его болезнь затягивалась на несколько дней.

 



 
PR-CY.ru