Культура хеттов и хурритов - Страница 4

Не менее значительным признается культурное влияние Сирии, особенно в эпоху Нового царства. Так, например, пантеон хеттов возглавлял бог грозы, что неудивительно, поскольку Анатолийское нагорье – страна бурь и дождей. Культ бога грозы ассоциируется в текстах с очень многими городами. На памятниках сирийского искусства этот бог нередко изображался стоящим с топором в правой руке и символической молнией – в левой. На анатолийских памятниках он едет по горам на колеснице, запряженной быками. Бык – священное животное бога грозы, иногда замещавшее его на алтарных изображениях. В дальнейшем бой с быком приобретает культовое значение как бой одних богов с другими, где победивший получает силу побежденного. Это представление получило свое наиболее яркое выражение в культе бога Митры, победившего священного быка бога грозы. До наших дней от митраизма оно сохранилось в обычае корриды.

Самые знаменитые храмы бога грозы были обнаружены в горных областях и на равнинах Северной Сирии, которая тогда входила в состав Хеттской империи, а преобладающую часть населения этой территории составляли хурриты. Поэтому в этих районах поклонялись хурритскому богу грозы Тесубу (Тейшибе) и его супруге Хебат (Хепит), которая по своему значению почти не уступала супругу. Она изображалась как степенная женщина без особых атрибутов, иногда на спине льва – своего священного животного.

Хурриты поклонялись также божественному сыну этой супружеской пары – Шарруме (Шарме). Он отождествлялся с божеством, символом которого в изобразительном искусстве служит пара человеческих ног. На рельефах в Язылыкая Шарруме изображен дважды: в процессии богинь за спиной своей матери и на рельефе, украшающем малую галерею у входа в главное святилище, где он представлен в пропорциях крупнее натуральных и держит в объятиях царя Тудхалию IV.

Важную роль в хурритском пантеоне занимала богиня Шаушка, отождествлявшаяся с вавилонской богиней Иштар и подчас фигурирующая в текстах под ее именем. Она изображалась крылатой и стоящей на спине льва, ее можно опознать на некоторых оттисках печатей. Царь Хаттусили III вручил себя покровительству богини Иштар и посвятил ей так называемую «автобиографию».

С мифом об исчезающем боге связано имя Телепина; он был богом земледелия. В мифе о нем говорится, что с исчезновением этого божества вся жизнь на земле замирает, поэтому его причисляют к классу таких умирающих и воскресающих богов, как Таммуз, Адонис, Аттис или Осирис.

Лувийским божеством был Санта («царь»), отождествленный хеттами с Мардуком. Он сохранялся вплоть до греческой эпохи под именем Сандана, которому поклонялись в Тарсе. Его изображали с огромной кистью спелого винограда. Бог Тархунд, позднее отождествленный с этрусским Тархоном, от имени которого произошло личное имя Тарквиний, тоже был богом грозы. Заслуживает упоминания богиня Кубаба, которая послужила прообразом фригийской Кибебы (Кибелы).

Контакты с Сирией, бывшие одной из причин проникновения к хеттам хурритского культурного влияния, в эпоху Нового царства привели также к появлению хеттского мифа о боге Ваале и богине Ашерту. Увеличение власти царя в этот период, который все больше стал превращаться в типичного восточного деспота, привело к тому, что общий религиозный характер некоторых письменных источников сочетается с личной нотой царя, звучащей в его обращении к богу; иногда эти обращения написаны в форме личного письма царя.

 



 
PR-CY.ru