Культура хеттов и хурритов - Страница 2

Вся история хеттов учеными делится на три периода: Древнего Царства (XVII–XVI вв. до н.э.), Среднего царства (XV в. до н.э.) и Нового царства (XIV–XIII вв. до н.э.). В период Древнего царства среди хеттских писцов были и специалисты из Вавилона, о чем свидетельствуют двуязычные тексты (шумерские и аккадские) о подвигах хеттских царей. Они старались тщательно переводить и записывать мифы на языке хатти, уже тогда ставшего мертвым. Своими корнями хеттская культура уходит к тем временам, когда главным городом хеттов был Канес (староассирийский Каниш, или Неса, современное Кюльтене, к югу от Богазкёя). О богах с именами индоевропейского происхождения, например о Пирве, хетты и позднее говорили как о «богах Канеса», что свидетельствует о том, что хетты не являются коренными жителями Анатолии, хотя их племена и племена хурритов издавна проживали на территории Малой Азии.

В начале II тысячелетия до н.э. здесь расселились также индоевропейские племена (лувийцы, несситы и др.). Тогда же возникли и первые города-государства. Всю культуру этого периода принято называть хеттской по названию самого могущественного из них. Во II тысячелетии до н.э. самостоятельные малоазиатские города-общины объединились под властью царей Хатушши в некое подобие единого государства, сохранив при этом многие местные традиции и частичное самоуправление. Власть царя ограничивалась советом знати – тулией. Без его согласия царь не мог назначить себе преемника и решать важнейшие вопросы жизни государства. Наряду с тулией в ранний период важную роль в государственной политике играло народное собрание – панку.

В религиозной сфере каждая община, видимо, пользовалась независимостью, так как централизация носила в основном административный и военный характер. Местные святилища продолжали функционировать по-прежнему, а местные культы не претерпели никаких изменений. Цари не только не пытались ограничить влияние местных культов, но и поддерживали их, сохраняя, однако, за собой роль верховного жреца государства. Уход за храмами являлся одним из главных обязанностей наместников и начальников гарнизонов. В то же время централизация власти неизбежно порождала тенденцию к объединению культов. Высшие акты должны были скрепляться торжественной клятвой всем богам и богиням страны. С этой целью писцы составляли перечни всех местных божеств, которых следовало упомянуть в текстах договоров и царских указов. Это приводило к тому, что божества со схожими функциями объединялись в группы и отождествлялись друг с другом, создавая упорядоченный пантеон. Среди группы великих божеств выделялись те, под покровительством которых находилась государственная власть.

Существование государственного культа подтверждается множеством сведений из богазкёйских табличек, а религиозные представления, лежащие в его основе, раскрываются в молитвах членов царского дома и в тщательных инструкциях, адресованных жрецам и храмовым прислужникам. Кроме того, сохранились очень интересные мифологические поэмы, в которых характеры божеств обрисованы очень живо и ярко. Но в большинстве своем эти божества не принадлежали к государственному культу или же играли в нем совершенно иные роли, чем в мифологических сюжетах.

 



 
PR-CY.ru