Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 2

Не случайно автор повести основное внимание уделяет именно монашеству. И не случайно острие критики было направлено именно на главы, посвященные монашеству. Критика прозвучала, прежде всего, со стороны клирика Калужской епархии, игумена Игнатия, которую он опубликовал на сайте «Из глубинки». Олег Всеволодович, по его словам, был ему лично знаком, с ним ему «приходилось беседовать, совместно издавать газету, бывать в его доме, есть и пить, вместе преломлять Хлеб Евхаристии». Игумен Игнатий назвал повесть бывшего коллеги «величайшей гадостью», читать которую – «все равно, что умываться грязью», а популярный портал, где она была опубликована, – «знаменитой виртуальной помойкой». Он признался, что не сам взялся комментировать публикацию «бывшего» протоиерея, что его попросили об этом очень уважаемые им люди. Иначе говоря, – заказная критика, а не по зову сердца.

Олег Чекрыгин монашеское архиерейство считает «даже с формальной точки зрения ересью, прямо опровергающее Священное Писание, где апостол Павел говорит: «Епископ да будет муж одной жены». А Великий Собор постановляет, что епископ да будет монахом». «Почему?» – задает вопрос автор и сам же отвечает: «Потому что возникли проблемы в церковной среде, были наследники. Они потом приходили в Церковь и говорили: мы хотим получить часть нашего наследства. И было непонятно: имущество это принадлежит родственникам или Церкви? И преимущественно для того, чтобы проблему снять, был введен монашеский епископат». И далее: «Так зачем Ей (т.е. Церкви) обзаводиться имуществом в «сем мире», коль скоро объявлено, что Церковь – это Царство Христа «не от мира сего»? Этот спор многократно заводили в Церкви святые мистики и нищелюбцы, считавшие себя истинными последователями Христа, но всякий раз бывали опозорены теми, кто умел создать из Церкви централизованную управляемую организацию, способную защитить себя и свое добро не «силой Божьей», но кулаками, оружием и неприступными крепостными стенами. Именно в результате развития имущественных отношений на сегодняшний день церковная иерархия совершенно выродилась и перестала быть Церковью. А стала организацией, в основном, преимущественно политической и, вообще говоря, властью вполне светской», – пишет «бывший» протоиерей.

Именно этот вывод больше всего раздражает оппонента, хотя его критика направлена не против таких выводов, а против не совсем удачных выражений и сравнений. Однако полемика всегда будет безрезультатной, если не обращаться к историческим фактам. А история – это не только факты, но и комментарии к ним. И в них зачастую скрыто больше информации, чем в самих фактах. Факт – как пластилин, из него можно слепить что угодно; его можно мифологизировать, идеологизировать, абсолютизировать и т.д.

Идея монашества связана с идеей личного спасения. Она была наиболее полно сформулирована еще в буддизме как единственно достойная человека цель – освобождение от всего, в том числе и от самого себя. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего, человек подавляет свои темные и злые наклонности. Он должен быть добр ко всем, но не во имя Добра, а во имя освобождения себя от власти Зла. Истинный буддист должен избегать воровства, быть целомудренным, правдивым, должен отбросить грубость, жадность, празднословие, искать во всем справедливости. Но соблюдение этих моральных заповедей само по себе не представляет ценности, оно лишь помогает человеку развивать силы, ведущие к нирване, способствует приближению к следующей ступени, на которой будет господствовать полное самообладание, и уже ни ненависть, ни любовь не смогут смутить внутреннего покоя. Это – ступень окончательного овладения своей физической природой.

 



 
PR-CY.ru