Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв. - Страница 5

Согласно Августину, спасение непосредственно зависит от действий Божьей благодати в человеческом сердце. В этом контексте он вводит знаменитое различение – «неспособность согрешить» и «способность не согрешить». Таким образом, Августином разработана системная концепция свободы воли, основанная на дифференциации таких феноменов, как «желать» и «мочь». Свобода в этом контексте интерпретируется им не как способность «выбора», а как способность «исполнения».

Главным новаторством Августина было открытие двух проблем. Одна из них – это динамика становления человеческой личности с ее кризисами и переломами; другая – динамика общечеловеческой истории с ее внутренней противоречивостью. Первой проблеме посвящена «Исповедь» (написана около 400 г.). Другой посвящен трактат «О граде Божием», написанный под впечатлением от разгрома Рима готами в 410 г. Августин усматривает два противоположные по своей сути вида человеческой общности – два «града»: «град земной», т.е. мир гражданской цивилизации, основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий», т.е. духовную общность братьев по вере, основанную «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». «Град Божий» не вполне тождествен эмпирической Церкви, хотя неразрывно с ней связан, и вовсе не тождествен идеалу политической теократии, в духе которого, однако, концепцию Августина понимало все Средневековье, хотя Августин подчеркивал «странничество» своего «града Божия», его неприспособляемость к политической реальности. И если в Византии укрепилась концепция симфонии священства и царства, способствующая сращиванию Церкви с государством, то концепция Августина о двух принципиально различных видах человеческой общности резко противопоставила государство как социальный институт папской курии, претендующей на безусловное господство.

В трактате «О граде Божием» найдены меткие и выразительные слова для критики позднеантичной цивилизации, «братоубийственного» духа империи как таковой, ибо первый во времени город основал братоубийца Каин, а первый по значению город, т.е. Рим, – братоубийца Ромул. Однако всякое насилие – от насилия над ребенком в школе, описанного в «Исповеди», до государственного насилия – для Августина есть неизбежное следствие греховной испорченности человеческой природы и потому достойно осуждения. Но, с его точки зрения, оно неизбежно.

Фигура Августина является культовой (в сугубо светском смысле этого слова) не только для христианской традиции европейской культуры. Его сочинения оказали влияние на формирование глубинных оснований культурной традиции всего западного образца. Так, именно «Исповедь», реконструирующая его духовный путь от язычества к христианству, не только заложила в европейской культуре основы такого жанра, как духовная биография (а также автобиография как таковая), но и задала формы утонченного интеллектуального самоанализа, ставшие для европейского менталитета фундаментальными и смыслообразующими.

Одним из младших современников Августина был Иероним (347–420 гг.), чья лингвистическая любознательность и беспокойная жизнь предрасположили его к роли посредника между восточными и западными культурами. Он приобщился в Риме к латинской культуре, бежал к аскетам Галлии, довел в Антиохии до совершенства свои познания в греческом языке, а в уединенной сирийской пустыне обучился также древнееврейскому языку.

 



 
PR-CY.ru