Тема 5. Взаимоотношения христианской Церкви и государства в Западной Европе со II по XII вв. - Страница 4

В 387 г. Августин принимает крещение и навсегда оставляет Италию с твердым намерением начать новую жизнь. Победив в себе страсти, обуревавшие его в юности, он решил всецело посвятить себя служению высшему человеческому идеалу, который он видел тогда в том, чтобы путем отречения от земных благ подняться до созерцания высшего или абсолютного блага. Постепенно его увлечение неоплатонизмом прошло, зато он все более проникался аскетическим духом христианского учения.

В 395 г. Августин встал во главе иппонийской епископии в Северной Африке и занимал эту должность в течение 35 лет до самой своей кончины. Управление делами Церкви он совмещал с литературной деятельностью. Философская часть наследия Августина включает в себя как дохристианские, так и христианские произведения. Наиболее значительными являются «Исповедь» и «О граде Божием». Его сила как мыслителя – не во внешней стройности и непротиворечивости, но в редкостной глубине продумывания отдельных вопросов, сочетаемой с богатством проблематики. Многие его идеи были настолько плодотворными, что сохраняли свое воздействие вплоть до эпохи Просвещения. Поэтому Августина с полным правом считают одним из основоположников средневекового религиозного мышления.

Его трактат «О Троице» представляют собой согласованное и систематическое изложение многочисленных текстов Священного Писания, на базе которых был создан Никейский Символ веры. Центральное место в его мировоззрении занимал образ единого Бога, Творца всей Вселенной, стоящего вне мира и выше мира. Присутствие Бога в мире осуществляется через Его Провидение, так что ничего не происходит случайно, но все движется к заранее установленной цели.

Хотя люди являются действующими лицами истории, они часто не в состоянии познать божественный замысел. Для Бога нет будущего, но для человека исторический процесс происходит во времени, причем имеет начало и конец. Всю человеческую историю Августин делил на шесть периодов, которые сравнивал с шестью периодами жизни человека. При всей условности этого сопоставления, его идея заключается в том, что весь исторический процесс есть как бы воспитание человечества Богом, Который постепенно подготавливает его к восприятию Истины. Августин был едва ли не первым мыслителем, который ввел в философию понятие прогресса, т.е. постепенного развития от простого к сложному. Причем прогресс в его понимании был неразрывно связан с постепенным осуществлением воли.

Важнейшим моментом учения Августина выступает его концепция соотношения веры с рациональным знанием: Августин осуществляет синтез христианской веры и античного рационализма, постулируя веру в качестве исходного основания любого знания. Основываясь на библейской презумпции «покуда не уверуете, не уразумеете», он постулирует в качестве основания этого синтеза презумпцию «верую, дабы понимать», задавшую впоследствии программу христианской ортодоксии в отношении проблемы соотношения веры с рациональной критикой.

Августин известен также в христианской традиции как «учитель благодати». Именно к нему восходит столь значимое для христианской теологии обоснование между «внешней» благодатью как буквой Закона и «внутренней» благодатью как его духом.

 



 
PR-CY.ru