Тема 6. Церковь и государство в Европе в XIII–XVII вв. - Страница 6

Во-первых, государство в полном смысле этого слова, в нашем понимании, т.е. светское государство, еще не родилось, хотя некоторые страны уже начали создавать политические и правовые институты нового времени. Вместо этого существовали разные виды светского управления, среди которых были и феодальные властители, и автономные муниципальные правительства, и возникавшие в это время национальные территориальные государства. Но все члены этих государственных образований, включая и самих правителей, были подвластны возвышавшемуся над ними церковному государству.

Во-вторых, хотя император, короли, другие правители-миряне лишились своей церковной власти, они продолжали, через двойную систему инвеституры, играть важную роль в назначении епископов, аббатов и других клириков, да и в церковной политике вообще. И наоборот, представители духовенства продолжали играть важную роль в светской политике, выступая советниками светских властителей и одновременно занимая часто высокую должность в миру.

В-третьих, Церковь сохраняла за собой главные светские полномочия. Епископы оставались помещиками, феодальными властелинами своих вассалов и сервов (крестьян). Более того, папство утвердило свое влияние на светскую политику во всех странах, папа даже провозгласил превосходство духовного меча над бренным, хотя он претендовал на осуществление этого превосходства лишь косвенно, в основном через светских правителей.

Таким образом, Папская революция лишь заложила фундамент для последующего возникновения светского государства нового времени, лишив императоров и королей прежде принадлежавшей им духовной власти. Более того, когда появилось светское государство, оно имело облик, сходный с обликом папской Церкви, за исключением духовной функции Церкви как сообщества душ, озабоченных вечной жизнью. Иначе говоря, Церковь оказывалась и духовным сообществом, и обликом современного светского государства, исполнявшего бренные функции. С другой стороны, светское государство оказалось государством чисто светского владения, без церковных функций. Получалось, что все подданные государства жили как бы двойной жизнью, т.е. жили, с одной стороны, под светской властью, а с другой – под властью духовной.

Поэтому основным следствием Папской революции можно считать тот факт, что она оставила после себя наследство в виде напряженности между светскими и духовными ценностями внутри Церкви, внутри государства и внутри общества. Эти ценности уже не были ни всецело светскими, ни всецело церковными. Для снятия напряжения и поддержания равновесия в системе государственно-церковных отношений неизбежно должны были возникнуть правительственные и правовые учреждения как в виде церковных, так и в виде светских.

3. Возникновение систем права Нового времени.

Папская революция породила не только западное государство Нового времени, но и западные правовые системы Нового времени, первой из которых стала система канонического права.

Начиная с первых веков новой эры, Церковь накопила великое множество законов – канонов (т.е. норм) и постановлений церковных Соборов и Синодов, декретов и решений отдельных епископов, законов христианских императоров и королей о Церкви. На Западе существовало также множество уложений (т.е. справочников для священников) о наказаниях, которые содержали описание разных грехов и полагающиеся за них наказания. Все они ссылались на авторитет Библии и ранних отцов Церкви.

 



 
PR-CY.ru