ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 9

Длинная версия, как считает Н. Тёрнер, хотя и была составлена около I в. н.э., но в сохранившейся редакции отражает церковные представления V–VI вв. По мнению Ф. Шмидта, в краткой версии прослеживается влияние идей зороастризма, а длинная созвучна учению «египетского» христианства II–III вв. Никелсберг описывает краткую версию как попурри идей и образов, длинная версия, он считает, является полноценным литературным произведением. Поскольку краткая версия лучше сохранила лексику оригинала, а длинная – последовательность изложения и сюжет, обе помогают исследователям реконструировать оригинал, который был короче длинной, но длиннее краткой версии. Д. Аллисон категорически отвергает гипотезу об общем семитском оригинале, считая, что обе версии восходят к греческому оригиналу, хотя и содержат семитизмы. Он также отмечает, что множество выражений и фраз встречается только у христианских или даже, точнее, у византийских авторов. Отдельные главы (особенно одиннадцатая и двадцатая) настолько насыщены христианской лексикой и идеями, что дохристианский иудейский оригинал, по мнению исследователей, вряд ли может быть реконструирован. Хотя о кончине Авраама говорится в Быт. 25:7–10, повествование явно построено на использовании небиблейских традиций. В частности, длинная версия имеет параллели с талмудическими рассказами о смерти Моисея. Основные темы сочинения (неотвратимость смерти, праведный суд и милость Божия) в целом схожи как с иудейской, так и с христианской традицией, но сюжетная линия, характеры и поведение героев соответствуют, скорее, греко-римским традициям (из характерных образов – узнавание при омовении ног, пророчествующее дерево в длинной версии). По сюжету Бог посылает к Аврааму архангела Михаила, чтобы приготовить его к смерти. Авраам любезно принимает его, не узнав в нём ангела. После того как архангела узнаёт Сарра, он возвращается на небо. Бог посылает его во второй раз, но Авраам заявляет, что отказывается умирать, пока не увидит весь мир. Бог соглашается, и Авраам отправляется в путешествие на облаке. Однако когда он начинает призывать смерть на грешников, которых встретил в мире, Бог прерывает его путешествие. Авраам переносится туда, где подвергаются суду души грешников, и учится быть сострадательным. Вернувшись на землю, Авраам отказывается выполнить условия договора. Тогда Бог посылает к нему Смерть, которая пытается его запугать. Хотя Авраам отказывается её принимать, она забирает его душу, ангел возносит её на небеса.

 



 
PR-CY.ru