ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 5

Однако такая терминология, как полагают исследователи, привнесена переводчиками. Во всяком случае, храм описывается как действующий. Дж. Никелсберг предложил датировать памятник эпохой маккавейских войн, поскольку многое в тексте созвучно 1 Макк. 1–2 и 2 Макк. 5–7 (особенно 1 Макк. 2:29–38, 49–50 и 2 Макк. 6, 7). По мнению Дж. Никелсберга, автор не заимствовал сведений из Маккавейских книг, а сам был свидетелем описываемых событий. В таком случае повествование об эпохе Ирода является интерполяцией, а текст памятника, известный в настоящее время, отражает редакцию первых десятилетий I в. н.э. Против теории Дж. Никелсберга выступил Дж. Коллинз, который считал, что текст написан в I в. н.э., когда Ирод Великий уже умер, а его сыновья ещё не царствовали так долго, как он, т.е. с момента его смерти прошло менее 34 лет. Р. Чарлз полагал, что порядок глав перепутан: восьмая глава изначально следовала за девятой, в которой также, по его мнению, повествуется о гонениях Антиоха IV Епифана. Однако девятая и десятая главы тесно связаны друг с другом. Поэтому гонитель, о котором идёт речь в девятой главе, является эсхатологической, а не исторической фигурой, но вобравшей отдельные черты образа Антиоха IV (ср. Мк. 13 и Откр. 13). Исследователи полагают, что имя Таксо может быть зашифрованным именем Елеазар (по мнению исследователей, имеется в виду Елеазар из 2 Макк. 6:18–31 или из 4 Макк. 1:8 и 5:4). Такой приём шифрования в иудейской гематрии называется «атбаш» и заключается в том, что вместо первой буквы алфавита подставляется последняя, вместо второй – предпоследняя и т.д. Согласно другой гипотезе, имя Таксо происходит от греч. «тот, кто будет упорядочивать», которое, в свою очередь, происходит от евр. «предводитель». Ненасильственное противостояние, к которому призывает «Завещание Моисея», исключает возможность того, что текст происходит из кругов зилотов или более ранних хасидим. Негативное отношение к священству Иерусалимского храма и правящей верхушке говорит о том, что автор не мог принадлежать к саддукеям. Некоторые исследователи предполагают ессейское происхождение памятника. Во всяком случае, христианское происхождение они исключают, поскольку в «Завещании Моисея» по-прежнему значительную роль играет противостояние между Израилем и языческими народами, хотя апокриф мог быть известен уже первым христианам (Деян. 7:36 и Мф. 24:21). Моисей изображён как посредник, избранный от Сотворения мира, и даже как ходатай после смерти. Он – божественный пророк и совершенный учитель мира. При этом для «Завещания Моисея» характерно отсутствие какой бы то ни было мессианской фигуры.

 



 
PR-CY.ru