Словарь по иудаизму З ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ

ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ

ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ – жанр еврейской литературы эпохи Второго храма, воспринятый и получивший развитие в раннем христианстве. В древнем мире, в том числе в библейской традиции, было принято внимательно относиться к последним словам почитаемых в народе людей, прежде всего, вождей и правителей. Так, в Ветхом Завете приводятся последние слова Иакова (Быт. 47:29–49:33), Моисея (Втор. 31–34), Иисуса Навина (Нав. 23–24), Давида (3 Цар. 2:1–9; 1 Пар. 28–29). Обычно эти прощальные беседы обращены к сыновьям, к ближайшему окружению или ко всему народу, а потому содержат благословения, наставления этического характера и пророчества о будущем. Превращение повествований о последних словах великих людей в самостоятельный литературный жанр произошло, как полагают исследователи, в III–II вв. до н.э. и сопровождалось не столько изменением структуры повествования (которая, по сути, уже дана в книге Бытие), сколько расширением основной части за счёт привнесения элементов исторического повествования, экзегезы и апокалиптики, а на поздних этапах развития жанра – элементов античного романа. При этом иудейская традиция рассказов о завещаниях разительно отличается от греко-римской, в которой завещания великих людей представлены в виде изъявления последней воли (включая распоряжения по имуществу) и даже если содержат этические наставления, то очень краткие (ср. завещания философов Платона и Теофраста). В апокрифических завещаниях обычно три основных структурных раздела: пролог, в котором сообщается о приближающейся смерти патриарха и говорится о том, кому адресованы его последние слова; центральная часть, где повествуется о жизни патриарха, даются наставления и предсказания будущего; эпилог, в котором описываются смерть и погребение, плач по умершему. Самые ранние примеры апокрифических завещаний в межзаветной литературе входят в состав произведений других жанров: завещание Товита – в назидательную историю (Тов. 14:1–11), последние слова Маттафии – в историческое повествование (1 Макк. 2:49–70), завещание Еноха – в апокалипсис (1 Енох. 91:1–19), завещания Авраама и Исаака – в историко-экзегетическое повествование книги Юбилеев, завещания Моисея, Иисуса Навина, Деворы – в «Библейские древности» Псевдо-Филона. Фрагментарно сохранились «Завещание Каафа, сына Левия» и «Видения (Завещание) Амрама». Также среди кумранских рукописей исследователи обнаружили фрагменты завещаний Левия, Неффалима и, как полагают исследователи, Иуды, датируемые, в основном, I в. до н.э. – началом I в. н.э. (арамейская Книга Левия, фрагменты которой были найдены в Каирской генизе и лишь частично совпадают с кумранскими фрагментами «Завещания Левия», была написана в III в. до н.э. (по мнению исследователей, она имеет самаритянское происхождение) и, скорее всего, относилась не к жанру апокрифических завещаний, а к апокалиптической литературе вознесений; позже Книга Левия стала источником как для «Завещания Левия», так и для повествования в Юб. 30–32).

 



 
PR-CY.ru