ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА - Страница 2

В Ветхом Завете встречается 45 примеров религиозных заповедей блаженства (по Месопотамскому Талмуду: Втор. 33:29; 3 Цар. 10:8 (дважды); Ис. 30:18; 32:20; 56:2; Пс. 1:1; 2:12; 32:1–2; 33:12; 34:9; 40:5; 41:2; 65:5; 84:5–6, 13; 89:16; 94:12; 106:3; 112:1; 119:1–2; 127:5; 128:1–2; 137:8–9; 144:15 (дважды); 146:5; Иов. 5:17; Притч. 3:13; 8:32, 34; 14:21; 16:20; 20:7; 28:14; 29:18; Еккл. 10:17; Дан. 12:12; 2 Пар. 9:7; дважды). В Септуагинте (LXX) помимо этих случаев есть ещё 15 мест с заповедями блаженства (Сир. 14:1–2, 20; 25:8–9; 26:1; 28:19; 31:8; 34:15; 48:11; 50:28; Тов. 13:14 (дважды); Прем. 3:13; Ис. 31:9). Только во Втор. 33:29; в Пс. 127:2; в Еккл. 10:17 используется форма второго лица единственного числа, а в Ис. 32:20 – второго лица множественного числа. Во всех остальных случаях используется форма третьего лица. Хотя все эти заповеди блаженства отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божьей: для кого Бог – Господь (Пс. 143:15), кто боится Бога (Пс. 111:1–3; 127:1–4; Притч. 8:4–12), кто уповает на Бога (Пс. 83:13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс. 118:1–2; Притч. 8:32–34; Ис. 56:2), и т.п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс. 126:3–5; 111:1–3), хорошая жена (Пс. 127:1–4; Сир. 26:1), процветание, слава и честь (Пс. 83:11–12; Иов. 29:10–11), жизнь под защитой Бога (Пс. 40:2–3; Сир. 34:15). Заповеди блаженства в эсхатологических текстах Ветхого Завета встречаются редко (дословно только в Ис. 30:18) и только в поздних сочинениях (Дан. 12:12; Тов. 13:14–16). Обычно заповеди блаженства соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс. 1:1, 4; Тов. 13:12, 14; Еккл. 10:16–17). Часто заповедями блаженства начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс. 1; Сир. 25:12). Происхождение ветхозаветных заповедей блаженства исследователи усматривают либо в культовой сфере (прежде всего, на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, которые содержат коллективные прошения, например, в Пс. 33:12), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания заповедей блаженства с речением премудрости – Иов. 5:17).

 



 
PR-CY.ru