Словарь по иудаизму З ЗАМВРИЙ

ЗАМВРИЙ

ЗАМВРИЙ (IX в. до н.э.) – пятый израильский царь, который пришёл к власти вследствие переворота и занимал престол всего семь дней (3 Цар. 16:9–20). Замврий был рабом и командиром колесниц у израильского царя Илы, сына Ваасы. Воспользовавшись нестабильностью в государстве, ослабленном противостоянием с внешними врагами и Иудейским царством, Замврий вероломно сверг своего бывшего господина с престола. В отличие от Ваасы, который предательски убил царя Навата в сражении (3 Цар. 15:27), Замврий нанёс Иле смертельный удар, когда тот находился в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы исключить возможность мести, Замврий также убил всех родственников и близких Илы и провозгласил себя царём. Однако Замврий совершил преступление без поддержки со стороны армии, и это ускорило его падение. Израильская армия, возглавляемая Амврием, который пользовался уважением народа, осаждала филистимский город Гиввефон. Узнав о смерти Илы, Амврий направил войска на Фирцу – резиденцию израильских царей, где находился Замврий. Народ провозгласил царём Амврия, а Замврий, осознав своё поражение, в отчаянии поджёг царский дворец и сам погиб в огне. Через некоторое время Амврий смог взять ситуацию в стране под свой контроль и основал самую мощную династию в истории Израиля, которая была у власти долгие годы. Несмотря на короткий период правления, Замврий стал в библейском предании символом раба, который восстал против своего господина, а его имя для следующего поколения было нарицательным. Когда израильский царь Ииуй во время переворота предательски убил последнего царя из династии Амврия – Иорама, то царица Иезавель приветствовала его как Замврия (4 Цар. 9:30–31). История Замврия – пример свершения божественного правосудия: истребив дом Ваасы и убив себя самого, Замврий тем самым исполнил предсказание израильских пророков о гибели всего рода Иеровоама (3 Цар. 14:6–16; 15:29; 16:11–14). Объясняя значение истории о Замврии, Феодорит Кирский говорит, что «живущих порочно Владыко Бог карает одних через других и одного порочного передаёт другому, более порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни».

 
PR-CY.ru