ЗОГАР - Страница 2

Поэтому от нравственного поведения каждого человека зависит приближение этого великого события. В таком контексте характерна и библейская экзегетика «Зогара» (т.е. толкование Священного Писания). Основная идея книги состоит в аллегорическом его истолковании. Утверждается, что каждое слово и даже буква содержат великие тайны. Методика выявления тайного смысла, рекомендуемая в «Зогаре», заключается, частности, в манипулировании числовым значением букв еврейского алфавита. Эта методика получила название «гематрия», когда одно слово заменяется другим, численное значение букв которого соответствует первому. Предлагаются также различные методики перестановки слов и букв в том или ином порядке. Признаются четыре метода библейской экзегетики: прямое значение, намек, толкование и тайна. Предпочтение рекомендуется отдавать последнему методу. В «Зогаре» содержатся, правда, в специфической форме, сведения по астрономии, физиологии, психологии и другим наукам. В частности, сообщается о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Отсюда проистекает различие климатических условий жизни на земле. Некоторые верные догадки отражают медицинские сведения. Утверждается, что душа человека отражается в чертах его лица. Все его виды у разных людей восходят к первичным четырем первобытным типам лиц, которые, в свою очередь, восходят к указанным в книге Иезекииля четырем образам. В «Зогаре» подробно излагается соответствие признаков лица моральным качествам человека. Книга получила широкое распространение благодаря, прежде всего, попытке показать тесную связь Бога, Вселенной и души. С ее критикой в Средние века выступили ряд раввинов и знатоков Закона. «Зогар» был напечатан в 1558 г. с разрешения папы Римского в Мантуе. Текст и язык книги свидетельствуют о том, что основы всей системы «Зогара» содержатся в арабо-мусульманских, караимских и христианских источниках. Книга оказала огромное влияние на выдающегося немецкого теософа Я. Бёме и многих философов-мистиков Германии, Голландии и Англии. В Талмуде есть история о четырех великих мудрецах, которые вошли в «сад» – метафора, обозначающая мистический опыт, – и души их отправились «на небеса», чтобы взглянуть на божественные сферы. В результате этого потрясающего опыта, говорит Талмуд, один из мудрецов умер, другой сошел с ума, третий стал еретиком, и только раввин Акива бен Иосиф сумел уцелеть. Так Талмуд предупреждает о том, что чрезмерное увлечение мистицизмом опасно. Подобные эзотерические знания предназначены не для всех. Именно по этой причине учение еврейских мистиков называется каббала, дословно – «полученное». Тайное знание ученик получает непосредственно от учителя, – чтобы тот, кто передает информацию, точно знал, что получит ее человек достойный и достаточно зрелый. В свое время предлагалось ввести ограничения для адептов этого тайного знания: люди моложе 40 лет не допускались к изучению каббалы. Книгой, приоткрывшей некоторые секреты этой традиции, и явился «Зогар». Ее автор неизвестен, хотя некоторые приписывают ее авторство палестинскому ученому II в. н.э. раввину Шимону бар Йохаю, который жил в пещере как отшельник в течение 13 лет. Он скрыл от людей свою работу, которая была чудом найдена много веков спустя. Другие считают, что открывший миру книгу Моше бен Шем Тов де Леон и был ее автором. Последователи «Зогара» и каббалы занимаются вопросами духовности, общения с Богом, ангелами и загробной жизнью, пророчествами, которые не освещаются в иудейских текстах, предназначенных для широкого круга читателей. Книга написана в нарочито усложненном виде.



 
PR-CY.ru