ЗОГАР

ЗОГАР, Зохар (Книга Сияния) – первый письменный труд в мистической традиции каббалы, своего рода энциклопедия каббалы в иудейской теософии, главный памятник каббалистической литературы. Написана книга частично на еврейском, частично на арамейском языках в форме подробного комментария к Пятикнижию. Кроме собственно книги «Зогар» в ней содержится несколько приложений. Основное приложение – «Книга сокровенности». Несколько приложений содержат беседы Илии с Симоном Бен Иохаи по различным вопросам аллегорического толкования законов Моисея, раввинистических постановлений, а также мистического толкования тайн Священного Писания. Впервые текст «Зогара» появился в копиях испано-еврейского мистика Моше бен Шем Това де-Леона (ум. в 1395 г.) и получил широкое распространение среди иудеев и христиан. Изложение «Зогара» очень неясно, и его выражения в значительной степени неопределенны. В центре теософской системы «Зогара» стоит представление о божестве, не обладающем ни атрибутами, ни качествами. Это представление о нем передается его наименованием «Эйн-Соф», т.е. «Бесконечность». Однако именно в нем заключается возможность всякого определенного бытия. Это возможно посредством десяти сефирот (мн. ч. от слова «сефира»), своего рода идей или сущностей имен божества. Сефирот являют только его определенные проявления. Совокупность их именуется как «Древо сефирот». Главная из них – Кетер (Венец), в котором в скрытом виде заключаются все остальные сефиры. Из него истекают сефира Хохма (Мудрость), представляющая активное мужское начало, сефира Бина (Разум) – пассивное женское. Из их сочетания является Даат (Знание). Характерно признание троичности явлений божественной сущности. Сефира Гдула (Величие) соединяется со своей противоположностью – сефирой Гебура (Сила, Могущество) и умиротворяются в сефире Типерет (Красота). Она представляется как высшее выражение нравственной жизни и подобна озаряющему мир солнцу. Движущие силы мира связаны с сефирот Нецах (Торжество), Год (Блеск), при соединении образующих Несод (Основание). В последнем понятии выражены все творящие силы природы. Очень образным и зачастую очень вычурным языком в книге проводится принцип единства духовного и материального миров. Наблюдаемые различия между ними представляются случайными и зависят от удаления явления от Эйн-Софа. Дело в том, что сефиры истекают от него, как лучи от солнца, и по мере удаления могут терять первоначальную чистоту. Сгущаясь, они могут превращаться в грубые материальные субстраты, несущие в себе элементы зла. Это в особенности относится к последней сефире – Малхут (Царство), как наиболее отдаленной от Эйн-Софа. Поэтому все 10 сефирот обладают духом совершенства божества, но как явления эманации (истечения) могут быть источником возникновения внешнего мира с его несовершенством и злом. Помимо космогонических воззрений в «Зогаре» содержатся рассуждения о душе, которая, согласно представлениям иудейских мистиков, состоит из трех составляющих – жизненного, нравственного и разумного. Это – совершенное бытие, а ее источником является Божественная Мудрость. «Зогар» признает существование души до рождения человека и переселение душ (гилгул). Признается также, что душа должна очиститься и вернуться к своему источнику. Если же этого очищения не происходит, то душа до его завершения переходит из одного тела в другое, но при этом отрицается переселение душ в нечеловеческие существа. Поскольку мир един, то и нравственный мир един. Утверждается, что стремление человека  к нравственному совершенству и познанию способствует объединению всех сефирот в их источнике. Поэтому каждый нравственный поступок человека способствует этому процессу. Основой нравственности является любовь к божеству. Греховность людей способствует тому, что переселяющиеся в тела души не очищаются, и пришествие последней души – Мессии – замедляется.

 



 
PR-CY.ru