Словарь по иудаизму З ЗЕЛОТЫ

ЗЕЛОТЫ

ЗЕЛОТЫ – приверженцы радикальных движений в Иудее в конце эпохи Второго Иерусалимского храма и особенно в период Иудейской войны (66–73 гг. н.э.). Иосиф Флавий (автор книги «Иудейская война») называет их четвертой философской школой наряду с саддукеями, фарисеями и ессеями. Зелоты по своим идеям являлись одним из направлений фарисейства, но в отличие от них возводили требование политической независимости Иудеи от Рима на уровень религиозной доктрины, утверждая, что Бог может быть истинным владыкой народа Израиля. Движение зелотов резко усилилось после включения Иудеи в состав Римской империи в качестве провинции в 6 г. н.э. Распространению их влияния способствовало усиление экономической эксплуатации Иудеи римскими наместниками (прокураторами) и их сторонниками из элиты иудейского общества – аристократии, высших слоев храмовых священников, крупных землевладельцев и богачей. В Галилее движение зелотов приняло настолько крайние формы, что его приверженцев противники стали называть «сикариями» (от лат sica – кинжал). Это прозвище они получили за то, что часто вели партизанскую войну террористическими методами против римлян и тех иудеев, которых считали предателями. Для зелотов были характерны мессианские настроения и стремление к социальной справедливости (см. Мессианство). Во время Иудейской войны они призывали бороться не только с римлянами, но и с иудейской аристократией. В начале восстания им удалось захватить крепость Масаду, превратившуюся в последний оплот антиримской борьбы. В Иерусалиме движение зелотов носило более умеренный характер (идеологический и религиозный), хотя именно нежелание первосвященника Элеэзера Бен Анания принять жертвоприношения от Рима послужило официальным знаком отказа от подчинения Римской империи. Особенно широкий характер восстанию придало движение зелотов в Заиорданье, возглавляемое Симоном Бар Гиорой, который провозгласил освобождение рабов и конфискацию имущества богачей. После занятие Иерусалима его сторонники уничтожили архив деловых записей. Приверженцы даже считали его царем-мессией (см. Мессия). Зелоты долго и упорно сражались с римскими войсками и сумели одержать ряд побед, однако разногласия между их вождями способствовали поражению восстания и уничтожению римлянами Иерусалима и Второго Иерусалимского храма (восстанавливать храм было запрещено). После этого часть зелотов бежали в соседние Киренаику и Александрию, где они пытались продолжить свою деятельность. Согласно Евангелию от Луки, зелотом был апостол Симон.

 
PR-CY.ru