Словарь по иудаизму З ЗАВЕТ

ЗАВЕТ

ЗАВЕТ – договор или союз Бога с человеком, по которому Бог принимает на себя обязанность покровительствовать Израилю при условии соблюдения последним данного ему Закона. В Ветхом Завете говорится о нескольких договорах Бога с людьми. Первый был заключен Богом с Адамом и Евой, однако люди его нарушили, за что были изгнаны из Эдема. Так был совершен первородный грех, и в дальнейшем люди уже не могли не грешить. Тогда Бог решил расторгнуть договор и произвел Всемирный потоп, от которого спасся только праведный Ной со своими сыновьями. С ними Бог заключил второй договор. Он называется «Законы Ноевых сынов». Это – краткий свод библейских моральных предписаний, семь законов, обязательных, согласно талмудической традиции, для всего человечества. Они включают запреты идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также повеление следовать законам. Последнее предписание расшифровывают обычно как установление законов, формулирующих шесть предыдущих запретов, иногда – как учреждение судов в странах неевреев. В Талмуде и Мидраше «Законы Ноевых сынов» толкуются как божественные заповеди, данные Адаму и Ною, прародителям всего человечества, поэтому они обязательны и для неевреев, и для евреев, хотя последние должны соблюдать и все 613 заповедей, основанных на Пятикнижии (см. Мицва). К Ноевым сынам всегда относили мусульман, как приверженцев строго монотеистической религии. Статус христиан как Ноевых сыновей вызывал разногласия среди ученых-галахистов. Лишь в конце Средних веков утвердилось мнение, что христианское учение о Троице не противоречит принципу монотеизма и, таким образом, христиане также могут рассматриваться как Ноевы сыны. Считается, что одна из непременных обязанностей евреев – способствовать распространению семи законов Ноевых сыновей. Третий договор Бог заключил с Авраамом, а четвертый – с Моисеем, когда дал ему на горе Синай Десять заповедей (см. Декалог) и разъяснение законов жизни богоизбранного еврейского народа. Пятый договор был заключен с царем Давидом, шестой – с гражданско-храмовой общиной в послепленный период. Идея завета между Богом и народом – отличительная черта иудаизма, она требует полной преданности народа Богу. Нарушение завета влечет суровые наказания, вплоть до изгнания народа из его страны. В более широком смысле идея вечного завета между Богом и еврейским народом подразумевает соблюдение галахических (см. Галаха) предписаний как обязательство, наложенное на еврейский народ заветом с Богом. Понятие «Завет» тесно связано с мессианскими представлениями иудаизма (см. Мессианство). Соблюдение завета должно привести не только к избавлению Израиля, но и к спасению человечества и преображению мира. Пророк библейский Иеремия предсказывал неминуемое наказание народа за нарушение завета, в то же время подтверждая, что союз между Богом и Израилем нерушим. Заключение Нового Завета (седьмого) связывается в иудаизме с возвращением изгнанников из северных стран и восстановлением царства Давида и Иерусалимского храма во всем их величии. По словам киевского митрополита Илариона (автора «Слова о законе и благодати»), закон, данный Богом евреям, – это закон для рабов. Новый же закон, данный в Новом Завете, – это закон благодати, данный для детей Божьих. Данное определение, однако, верно лишь отчасти, поскольку с рабами договор вообще не заключается. Возникновение самого понятия договора с Богом было принципиальным отличием от характерных для древности отношений к божественному, т.е. боги ни о чем не договаривались с людьми, и те должны были в страхе угадывать их желания, приносить жертвы, чтобы боги над ними смилостивились. Принципиальное отличие договора Бога с людьми, зафиксированного в Новом Завете, заключается в том, что не люди приносят жертву Богу, а Бог людям приносит в жертву самого себя. Таким образом, по анализу содержания этих договоров между Богом и людьми можно проследить эволюцию религиозных представлений у древних людей. В исламе считается, что восьмой завет, установленный Аллахом с людьми через его пророка Мухаммада, сформулирован в первой суре Корана.

 
PR-CY.ru