ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 9

Закон выделял на особое служение Богу священников из рода Ааронова (Исх. 28–29) и из колена Левиина (Втор. 33:9–11), указывал средства для их содержания (Числ. 18:21–23; 35:1–8; Втор. 14:22–23, 28–29) и подробно описывал их священные облачения (Исх. 28); предписывал систему жертвоприношений, приносимых священниками в скинии, и подробно излагал обряды для этих целей (Лев. 1–7). Существенными элементами богослужения были священническое благословение (Числ. 6:24–27), каждение (Исх. 30:7–8, 34–38; Лев. 16:12), молитва (Лев. 16:21; Втор. 26:3, 14). Посвятительные акты в отношении людей составляли: обрезание, выкуп первенцев (Исх. 13:2, 15; Числ. 3:44–48; 8:17; 18:15–16), помазание на служение (священническое, царское, пророческое) и священные обеты, в частности, назорейство. В отношении животных и продуктов это выражалось в посвящении Богу перворождённых, начатков, десятин, даров по обету и военной добычи. Посвящение времени Богу выражалось в выделении субботы и особых праздничных дней. На соблюдение святости членами израильского общества направлены законы о заповедях служения Богу, в частности: о священных праздниках и посещениях мест богослужений, законы против колдовства и против служащих ложным богам, законы, предписывающие милосердие и справедливость по отношению к людям и всем живым существам. В основе израильского права собственности на землю этого периода лежало представление, что земля – собственность Самого Яхве, народ израильский – лишь поселенец у Господа (Лев. 25:23). Поэтому закон Моисея исключает возможность самовольного захвата земли в частную собственность. Исследователи видят здесь отрицание египетских представлений о том, что вся земля принадлежала фараону (Быт. 47:20–21), который давал её в аренду и требовал часть доходов в качестве налогов. Яхве владеет землёй по праву её Творца и распределяет её в израильском обществе равномерно – «по числу имён» мужского пола (Числ. 26:53–56). Из теократического принципа землевладения следовала неотчуждаемость земли (Лев. 25:23). Еврей-собственник мог продать свой участок только на известное время, после которого тот без какой-либо платы возвращался к первоначальному владетелю. Этот механизм обеспечивался системой юбилейных годов. Возвращение земли прежнему владельцу после двухлетнего покоя (седьмого субботнего и юбилейного года) должно было восстановить силу земли и дать дополнительный стимул к её использованию. До юбилейного года закон предписывал обратный выкуп земли в случае возможности со стороны прежнего хозяина (Лев. 25:24, 26–27) или его родственника (Лев. 25:25) внести плату за те годы, которые оставались до юбилейного. Мысль о всеобщем праве пользования землёй проводится и в ряде других законов: например, странники и бедные могли питаться в виноградниках и на полях (Втор. 23:24–25); в субботний год всё выросшее на земле без искусственного ухода предоставляется во всеобщее пользование (Лев. 25:5–7; ср.: Исх. 23:11). Особо регламентировались правила продажи городских домов левитов, на них переносились те принципы, которые касались земельных уделов простых израильтян: их всегда можно было выкупить (Лев. 25:32), если же этого не происходило, они отходили прежнему владельцу в юбилейный год (Лев. 25:33).

 



 
PR-CY.ru