ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 8

Вторую группу представителей народа составляли 70 мужей, которые названы «старейшинами» и «надзирателями» и разделяли с Моисеем ответственность за управление народом (Числ. 11:16–17, 24–26). Эти представители народа образовывали при Моисее (а затем при его преемниках) постоянный совет. Моисей (Исх. 18:14–26) разделил народ на группы по 1000, 100, 50 и 10 человек, а потом избрал из народа «мудрых, разумных и испытанных» людей, которых поставил «начальниками» (букв. – главами) над группами (Втор. 1:13–15). В этом же перечне упоминаются «надзиратели», однако исследователям не до конца понятно, был ли этот термин общим для обозначения лиц этого уровня власти вообще (как можно предположить на основании Втор. 29:10) или же в компетенцию надзирателей входил несколько иной круг дел (перепись населения, финансовые вопросы и проч.), чем у начальников (которые занимались преимущественно административными делами). Одной из форм правления с участием народа было всенародное собрание. Звуки одной трубы созывали старейшин и начальников, двух труб – уже «всё общество» (Числ. 10:3; ср.: 1:16). После расселения в Палестине оно происходило в каком-либо значимом для израильтян месте: вначале там, где находилась скиния (поэтому и скиния называлась «скиния собрания» – Лев. 4:4–5, 7; Числ. 10:3), потом в ряде городов (преимущественно в Массифе (Мицпе) – Суд. 11:34; 20. 1; 1 Цар. 7:5; 10:17). Всенародное собрание созывалось по важным причинам: для торжественного богослужения (Исх. 12:47), для молитвы об отвращении грозящих бедствий (Числ. 25:6; Иоиль. 2:15), для принятия новых законов (Исх. 19:7–8; Лев. 8:3–5), для производства суда и исполнения приговора по важным преступлениям (Числ. 15:32–35; Лев. 24:14), для принятия политических решений в случае объявления войны, заключения мира и договоров (Нав. 9:1). В несколько изменённых формах подобное политическое устройство имело место на протяжении периода Судей и сменилось лишь с возникновением монархии. Моисеев Закон предусматривал возможность введения царского правления в Израиле после поселения в Палестине (Втор. 17:14–15), однако вводил ряд ограничений: царём мог быть только израильтянин по рождению, который мог вступить во власть в случае, если его «изберёт Господь, Бог твой» (Втор. 17:15). Кроме этого, сохраняя все основные элементы теократии, в том числе и народное собрание (ср.: 3 Цар. 12:3, 14, 16, 19–20), Моисеев Закон ограничивал царскую власть (Втор. 17:16–20). Царю запрещалось иметь чрезмерные богатства, гарем, управление царством должно было производиться в соответствии с данным через Моисея законом – для этого царь должен иметь копию списка Моисеева Закона и постоянно изучать его. Запрещалось также превозносить царя над народом, члены которого охарактеризованы как «братья» царя. Формы религиозной жизни израильского народа были тесно связаны с идеей завета, заключённого израильским народом с Богом. Закон Моисея определял чин и места богослужения, класс лиц, призванных осуществлять богослужение, обряды посвящения людей и отдельных предметов Богу и обряды ритуального очищения. Закон не только предписывал единое место для совершения общественных богослужений, но и детально описывал устройство скинии и находящиеся в ней предметы (Исх. 25–27; 30:1–10). По закону именно там должны быть Ковчег Завета и скрижали (Исх. 26:33; Втор. 10:2).

 



 
PR-CY.ru