ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 7

Законы устанавливались одинаковые для всех и распространялись на всех в государстве – даже на «пришельцев», живших среди еврейского народа (Числ. 15:16, 29; Лев. 24:22; Исх. 12:49). Особым сословием являлись лишь священники и левиты, происходившие исключительно из одного колена Левиина. Однако если в ближневосточных империях жреческие касты обладали кроме религиозной ещё финансовой и политической властью и поэтому занимали особое социальное положение, в государстве, существовавшем по Закону Моисея, все права и привилегии священников относились исключительно к религиозной сфере. Отделение потомства Ааронова и колена Левиина на служение при храме имело практический смысл: обеспечить богослужение людьми, с детства готовившимися к этому. В то же время в Моисеевом Законе подчёркивается, что весь народ израильский является «народом святым», «царством священников» (Исх. 19:5–6; Втор. 7:6), а на потомков Аарона и колено Левиино лишь возложена конкретная богослужебная обязанность, которая определила, что члены колена Левия не имеют наделов земли, а питаются от десятины на храм и от народных приношений. Из равенства прав по Закону Моисея следовал принцип одинаковых обязанностей граждан. Прежде всего, это касалось обязанности охраны государства – воинской повинности подлежал каждый израильтянин, начиная с 20-летнего возраста (Числ. 1:3; 26. 2). В ряде случаев предоставлялась отсрочка от военной службы: если человек обручён или только что женился, построил новый дом или насадил виноградники (Втор. 20:5–7; 24:5). Не считавшие себя способными воевать также могли уклониться от призыва (Втор. 20:8); не подлежали воинскому призыву священники и левиты (Числ. 18:8–32, особенно 18:20–24). Уплата налогов также являлась всеобщей обязанностью; однако при Моисее, до образования монархического государства, единственным институтом, в пользу которого собирались налоги, являлась скиния и состоявшие при ней священники и левиты (Исх. 30:12–14, 16; Числ. 1:2–3; 18:21; Втор. 14:22–23; 26:1–15). То, что ставка налога была подоходной, также способствовало гарантии социальной справедливости. Освобождение от налога (как и от других повинностей) на год предусматривалось в случае вступления израильтянина в брак (Втор. 24:5). Исторически израильский народ произошёл от 12 сыновей патриарха Иакова, поэтому самой крупной организационной единицей стало колено. Каждое из колен подразделялось на несколько кланов, происходивших от общего родоначальника. Клан делился на дома, которые объединяли несколько хозяйств (Нав. 7:14). Уже в Египте для управления народом избирались представители колен, которые выражали волю народа и назывались «старейшинами» (Исх. 3:16; 4:29–31). Тип представительского управления был воспринят и легитимирован Законом Моисея. Избранные представители от каждого колена (исключая колено Левиино, которое в силу особого служения не участвовало в политической жизни) составляли высшую группу лиц, управлявших народом, – «избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых» (Числ. 1:16; ср.: Исх. 3:16; 4:29–31). Эти люди созывались для решения важных политических дел, имевших значение для всего народа (Числ. 1:2–4).

 



 
PR-CY.ru