ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 3

Так, царь Лагаша Урукагина в XXIV в. до н.э. провёл реформы, направленные на борьбу с несправедливым угнетением бедных, опираясь на «праведный закон Нин-гирсу», попранный злодеями. Начиная с Третьей династии Ура законодательная деятельность царей обосновывается «справедливыми законами бога Солнца». Однако религиозное содержание в Моисеевом Законе, данном Богом, более ярко выражено, чем во внебиблейском законодательстве. Законам Хаммурапи «чуждо понятие преступления, как греха, отпадения от бога, нарушения его воли; его законы не знают страха божия, не выводят всего права из любви к богу и ближнему, они рассматривают проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества». Религиозным характером Моисеева Закона обусловлено ещё одно его отличие – наличие описаний культовых сторон жизни израильского народа, которые отсутствуют в кодексе Хаммурапи и ряде других ближневосточных законодательств. Отличительной особенностью Моисеева Закона является его связь с заветом, заключённым Богом с израильским народом. Заветы, о которых говорится в Ветхом Завете, установлены по образцу договоров, заключавшихся в древнем мире между монархами и их вассалами, что сопровождалось «разрезанием в честь завета». При этом производились заклание жертвенного животного, публичные собрания, на которых давались клятвы верности, призывались боги и перечислялись проклятия богов на тех, кто нарушал клятвы и соглашение. Однако библейские заветы отличались от древних ближневосточных договоров тем, что в них говорилось об условиях верности Богу (ср.: Нав. 24:1–27), которые затем и получали в системе законов расширение и воплощение в конкретных положениях и заповедях (Исх. 19:4–8; 24:3–8; Втор. 5:1–5; 26:16–27:8). Ближневосточные договоры не использовались для того, чтобы через них преподать систему законов целому поколению; их условия были связаны с конкретным политическим контекстом, в котором они были написаны. Они имели дело с вопросами верности, противостояния вражеским силам, ведения военных действий, экстрадиции беглецов и т.д. В Библии также описаны политические договоры (Быт. 21:22–32; 31:44–54; 3 Цар. 20:34), сходные с древнеближневосточными. Но идея связи между заветом с Богом и данным Богом законом характерна только для Израиля. Помимо связи с заветом отличие Моисеева Закона от ближневосточных законодательств заключается в том, что он содержит не систематическое, но хронологически-летописное изложение законов. Составитель Пятикнижия излагал законы постепенно, соответственно тому, как они по мере надобности открывались ему Господом, а он сообщал их народу (Исх. 18; 20–23; 35; Лев. 10; 16; 24; Числ. 34). Некоторые законы впоследствии пополнялись и уточнялись частными постановлениями, вызванными различными обстоятельствами и нуждами. Так, уже после сообщения закона о Пасхе (Исх. 12) было дано постановление об удалении нечистых во время этого праздника (Числ. 9). Десятисловие запрещало употребление имени Господа напрасно (Исх. 20:7), а наказание за богохульство было установлено в связи с конкретным случаем (Лев. 24:10–16).

 



 
PR-CY.ru