ЗАКОН МОИСЕЕВ - Страница 2

Основными ближневосточными собраниями законов являются: кодексы Урнамму, Липит-Иштар и Хаммурапи, законы Эшнунны, среднеассирийские (датируются XII в. до н.э., но восходят к XV в.) и хеттские. Анализ ближневосточных кодексов позволяет исследователям сделать заключение, что записанные законы не регулировали все сферы деятельности общества; системы законов одного и того же времени и ареала дополняют друг друга. Так, Законы Эшнунны, по объёму равные лишь четверти свода Законов Хаммурапи, включают ряд дополнительных законов: о найме работников во время урожая, о рабыне, которая тайком отдала своего ребёнка в семью свободных людей и др. В Законах Эшнунны есть постановления, отсутствующие в кодексе Хаммурапи, но имеющиеся в других древних ближневосточных документах или в Библии. Например, о насилии над рабыней говорится в кодексе Урнамму, закон о выкупе дома, проданного за долги, встречается и в Лев. 25:29–34, случай с быком, забодавшим и убившим другого быка, обсуждается также в Исх. 21:35 и т.д. Очевидно, что некоторые важные сферы жизни вавилонского общества, которые нашли отражение в документах, не стали основными предметами этих постановлений. Так, в кодексах не упоминаются случаи поджога, измены, кражи домашнего скота, поручительства, убийства, освобождения или продажи в рабство. По мнению исследователей, отсутствие столь важных культурно-социальных тем в собраниях законов вряд ли можно объяснить определённым замыслом при их создании, тем более что в хеттских законах далеко не все из упомянутых тем опущены (имеются законодательства относительно поджога, убийства и кражи). Законы древнего Ближнего Востока письменно отображают культурную и юридическую традицию, выраженную как в устной форме, так и в отдельных документах, надписях на зданиях, монументах и т.п. Свод ветхозаветных законов, рассматриваемый в целом, также не охватывает всех сторон жизни израильского общества. Есть ряд тем, которые встречаются в древнеближневосточных юридических документах, но не отмечены в Ветхом Завете, хотя в текстах существуют соответствующие намёки. Так, о краже вскользь упоминается в Лев. 6:2–7; 19:13, об аренде собственности и плате за это, о поручительстве – в Быт. 43:9; Притч. 6:1; 20:16, о найме рабочих – в Лев. 19:13; Иов. 7:2, о выкупе и приданом за невесту – в Исх. 22:16–17; 1 Цар. 18:25, о торговле – в Ис. 24:2; 2 Цар. 24:24. Между библейскими и древними ближневосточными законами есть много параллелей. Некоторые случаи сходства исследователи объясняют близкими для этих культур социальными нормами, например, в отношении запрета на колдовство (Исх. 22:18; Лев. 20:27; Втор. 18:10–14), на похищение людей и их продажу (Исх. 21:6; Втор. 24:7), на лжесвидетельство (Исх. 20:16; 23:1–3; Втор. 5:20; 19:16–21). То же исследователи замечают в области защиты прав собственности (например, запрет передвигать границы участков – Втор. 19:14), в сфере семейных отношений (например, преимущество в наследстве первенцу – Втор. 21:15–17) и во многих других случаях. Согласно шумеро-аккадским представлениям, именно боги (особенно бог Солнца) учат людей нравственному поведению.

 



 
PR-CY.ru