ВЕФСАМИС

ВЕФСАМИС – название несколько городов в Священном Писании. 1. Город к западу от Иерусалима, на северной границе колена Иуды. Упомянут в двух библейских списках распределения земли между племенами сынов Израиля: в первом (Нав. 19:41) как «город солнца» в колене Дана, во втором (Нав. 21:16) говорится о «Беф-Шемеше и предместьях его», отданных «сынам Аарона, из племён Каафовых, из сынов Левии» (Нав. 21:10). Однако Вефсамиса нет среди городов колена Иуды в списке в Нав. 15. По мнению исследователей, неопределённость источников о принадлежности Вефсамиса (колену Иуды или Дана) объяснима с учётом миграции Дана в XI в. до н.э. на север, в результате чего Вефсамис остался на северо-западной границе колена Иуды. Как пограничный город евреев Вефсамис упоминается в истории захвата филистимлянами ковчега Завета (1 Цар. 6:9–15). После разделения царств Вефсамис оказался в границах Иудеи: здесь Иоас Израильский (798–782 гг. до н.э.) и Амасия Иудейский (около 800–783 гг. до н.э.) сошлись в битве, в которой победил Иоас (4 Цар. 14:11; 2 Пар. 25:21). По мнению исследователей, то, что после падения Вефсамиса Иоас смог разграбить Иерусалим, означает, что Вефсамис защищал подступы к Иерусалиму со стороны филистимских равнин. В правление иудейского царя Ахаза (735–715 гг. до н.э.) Вефсамис захватили филистимляне (2 Пар. 28:18). Этот Вефсамис исследователи отождествляют с Телль-эр-Румейлех, в долине реки Сорек. Во время раскопок телля в 1911–1912 гг., проведённых Палестинским исследовательским фондом (под руководством Дункана Макензи), были обнаружены монастырь византийской эпохи на южной стороне холма, укрепления бронзового века с типичными воротами среднебронзового века и стеной, окружавшей город. Исследователи выделили три ранних слоя, от эпохи бронзы до нашествия ассирийского царя Синаххериба в 701 г. до н.э. В 1928–1931 гг. работы проводились на западной и южной сторонах телля (Э. Грант, К.С. Фишер, А. Роу). На основании опубликованных (отчасти уже устаревших) данных исследователи утверждают, что поселение в Вефсамисе существовало на протяжении всего библейского периода, и выделяют в памятнике шесть главных слоёв. Однако некоторые учёные полагают, что без более тонкого деления слоёв и выявления керамических групп даже общие представления о памятнике останутся неопределёнными (Ф. Брандфон). Нижний (VI) слой выделен условно на основании обнаруженных кремневых орудий, керамики и предметов конца раннебронзового – начала среднебронзового века; это, однако, не позволяет исследователям говорить о непрерывном существовании здесь города вплоть до эпохи среднебронзового века II–III, которая представлена несколькими гробницами, сооружёнными до постройки городской стены.

 



 
PR-CY.ru