Словарь по иудаизму В ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ (олам ха-ба, досл. «грядущий мир») – представление о восстановлении или воссоздании живого человека после его смерти. Это понятие появилось в иудаизме относительно поздно – в апокрифах эллинистической эпохи. Религия древних евреев вплоть до эллинистического периода не знала воскресения мертвых. В более поздних библейских текстах содержатся высказывания о том, что Яхве верен своему Завету избрания и вновь пробудит к жизни своих умерших избранников, но это пробуждение относится не столько к личному существованию, сколько к обозначенным поименно представителям избранности и завета с Яхве, например, Давид. В книгах поздних пророков библейских, например, у Даниила, утверждается, что воскреснут не только праведники, но и грешники, однако воскреснут не только праведные для блаженства, но и все люди должны быть пробуждены от смерти, чтобы отвечать перед судом Божьим. Исключение составят лишь убитые грешники, которые смертью уже принесли достаточное искупление за свою вину и потому больше не должны предстоять перед Страшным судом. В палестинском иудаизме событие воскресения всегда представлялось как телесное пробуждение мертвых, чтобы дать отчет за совершенные некогда поступки. Эллинистический иудаизм во многом под греческим влиянием принял надежду на бессмертие души, а воскресение мыслилось как соединение бессмертных душ с восстановленными телами. В позднейшем иудаизме ожидание воскресения мертвых становится предметом спора между фарисеями и саддукеями. Саддукеи не находили в Торе основания для воскресения мертвых и потому отклоняли всякую мысль о таковом. Фарисеи, напротив, проповедовали это учение и находили широкую поддержку в иудейском народе. После разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. влияние саддукейских кругов было подорвано, а сформировавшиеся под влиянием фарисеев ученые, занимавшиеся Священным Писанием, с тех пор одни развивали мысли в этой области. Душа и тело понимались ими раздельными только по своему происхождению. Тело воспринималось от родителей, а душа дается Богом, к которому она возвращается, когда человек умирает. Представления об олам ха-ба можно найти, прежде всего, в Агаде, поэтому они остаются  неопределенными и лишенными догматической строгости. Маймонид веру в воскресение из мертвых относил к основам иудаизма. Современный реформированный иудаизм отошел от учения о воскресении и заменил его верой в бессмертие души. Учение о всеобщем воскресении из мертвых утверждается в христианстве, где освобождение души из темницы тела понимается как спасение. В настоящее время не существует единого мнения, все ли евреи попадут в олам ха-ба или только праведники, и как примирить представления о воскресении с шеолом (адом) наиболее древних книг Библии. Остается спорным вопрос: олам ха-ба – это окончательное состояние человека или промежуточный период между смертью и Страшным судом, после которого души умерших попадут в рай или ад.

 
PR-CY.ru