ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 6

Второе обращение Моисея вводится надписанием: «Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым» (Втор. 4:44–49; 4:44–28:68), в котором также исследователи выделяют две основные части: требования, предъявляемые к израильтянам, вошедшим в завет с Богом (Втор. 4:44–11:32), и собственно закон Господа (Втор. 12:1–26:19). Во Втор. 4:45 содержание закона определяется как «повеления», «постановления и уставы», что вообще характерно для Второзакония (Втор. 4:14; 5:31; 6:1; 12:1). В первой части (Втор. 4:44–11:30) приводятся наставления и повеления, которые развивают заповедь, данную на Хориве, о том, чтобы Израиль сохранял верность Богу. Повторение вводной формулы «Слушай, Израиль!» позволяет выделить в этой части три раздела (5:1; 6:4; 9:1). Накануне завоевания земли обетованной новому поколению евреев повторяются Десять заповедей, или Декалог (Втор. 5:6–21). Моисей опять напоминает о встрече народа с Господом и заключении завета на Хориве и о том, что евреям дано было увидеть Славу и Величие Бога и услышать Его глас (Втор. 5:22–32). Моисей провозглашает законы от имени Бога, что подтверждается и Богом, и народом, поэтому они должны считаться обязательными (Втор. 5:32–6:3) для всех. Следующий раздел (Втор. 6:4–8:20) начинается с заповеди, ставшей основополагающим принципом веры Израиля: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём (и в душе твоей); и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая...» (Втор. 6:4–7). Далее в наставлениях говорится о результате требуемой от Израиля верности завету: за исполнение предписаний избранному народу Господом обещано процветание в земле обетованной (Втор. 6:10–15; ср.: 7:1–5, 17–26; 8:7–20). Тема верности Израиля Богу остаётся центральной и в последнем разделе (Втор. 9:1–11:30), где законодатель напоминает о неповиновении Израиля (поклонение золотому тельцу и др. – Втор. 9:6–29), говорит о благословении Господом в случае исполнения Его заповедей и о проклятии в случае их нарушения (Втор. 11:8–28). Вторая основная часть этого повторного обращения Моисея (Втор. 11:31–26:19) содержит собственно закон, данный Господом. После краткого введения (Втор. 11:31–12:1) Моисей провозглашает «постановления и законы». Их текст, составляющий главы 12–26, получил название Девтерономический кодекс и содержит законы, касающиеся богослужения, культовые установления, религиозные обряды, гражданские и уголовные законы, а также ряд моральных норм. Согласно договору, заключённому на Хориве (Втор. 5:27–31), на этих предписаниях основывается завет, поэтому Израиль в земле обетованной должен их выполнять неукоснительно. Эти постановления и законы являются своего рода объяснениями и дополнениями заповедей Декалога. Части этого раздела вводятся формулами: «Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы» (Втор. 12:29; 19:1), «Когда ты придёшь в землю» (Втор. 17:14; 26:1). Три первых отрывка (Втор. 12:2–28; 12:29–17:13; 17:14–18:22) посвящены первой части Декалога (5:7–15), четвёртой (Втор. 19:1–25:17) – соблюдению заповедей, касающихся отношений между людьми (ср.: Втор. 5:16–21).

 



 
PR-CY.ru