ВТОРОЗАКОНИЕ - Страница 3

Однако с середины XX в. ряд исследователей склоняются к точке зрения, что Второзаконие имеет больше общего с историческими книгами Библии, а не с первыми четырьмя книгами Пятикнижия. При этом предполагается, что первые три главы Второзакония следует рассматривать не как введение к законам Второзакония, а как начало грандиозного сочинения по истории Израиля, так называемой девтерономической истории, включающей помимо Второзакония также книги Иисуса Навина, Судей, первая–четвёртая Царств. Первоначальная версия девтерономической истории, согласно этой гипотезе, завершалась описанием религиозной реформы царя Иосии (4 Цар. 22:1–23:25) и была создана в допленную эпоху, но позднее Второзакония; современный вид данный исторический цикл приобрёл уже в эпоху Вавилонского плена (VI в. до н.э.). На определённом этапе Второзаконие после соответствующей переработки было включено в качестве предисловия в девтерономический исторический цикл. Таким образом, многие библеисты стали говорить не о Шестикнижии, а о Четверокнижии (Бытие – Числа) и девтерономической истории (Второзаконие – четвёртая книга Царств). В качестве принципов описания истории Израиля древними авторами были приняты следующие: верность Господу и послушание Его повелениям вознаграждаются благословениями; служение чужим богам и пренебрежение Господними установлениями навлекают проклятие; общеизраильское богослужение может происходить только в одном священном месте – Иерусалиме; деятельность священников, пророков и царей регулируется законом Господа, дарованным через Моисея. Некоторые исследователи полагают, что девтерономический историк осуществлял окончательное редактирование Пятикнижия (Р. Рендторф), а единый документ создавался представителем девтерономической школы с учётом девтерономической истории. Другие исследователи предлагают и более поздние, чем классическая теория Де Ветте, датировки Второзакония, полагая, что Второзаконие явилось не причиной, а результатом религиозной реформ царя Иосии (639–608 гг. до н.э.), и относят появление этой книги ко времени пророков Аггея и Захарии (последняя четверть VI в. до н.э.) или даже позднее. Однако существуют и другие точки зрения относительно обстоятельств, времени и места возникновения Второзакония. Так, Й. Кауфман, хотя и принимает, в общем, мнение Де Ветте, считает повествовательный и назидательный материал во вступлении достаточно древним. Соглашаясь с существованием различных источников Пятикнижия, он объясняет встречающиеся повторения поэтически-толковательным характером книги: составитель Второзакония пытается довести слова своих наставлений до слушателей, повторяя их и усиливая различными вариантами. Законы Второзакония, за исключением требований централизации культа, также достаточно древние. Дать точную датировку книги Й. Кауфман затрудняется, но её влияние отмечается со времени иудейского царя Езекии и пророка Исаии (вторая половина VIII в. до н.э.). Ряд исследователей относят создание Второзакония (или его прототипа) ко времени иудейских царей Езекии (729/715 – 686 гг. до н.э.), проводившего религиозную реформу по централизации культа в Иерусалиме, или Манасии (696/686–641 гг. до н.э.), при котором свиток закона мог быть спрятан в храме.

 



 
PR-CY.ru