Словарь по иудаизму В ВТОРОЗАКОНИЕ

ВТОРОЗАКОНИЕ

ВТОРОЗАКОНИЕ – последняя книга Пятикнижия Моисея, содержащая новую (по сравнению с книгой Исход) редакцию текста Синайского завета и дополненное изложение заповедей Господа для нового поколения Израиля перед началом завоевания Ханаана. Наименование «Второзаконие» восходит к Септуагинте, где эта книга в переводе называется «Мишне Тора» – изъяснение, повторение закона (ср.: Втор. 1:5: «за Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей»). Этим греческим названием книги пользовался уже Филон Александрийский; оно постоянно встречается с IV в. н.э. в христианских рукописях Септуагинты. Еврейское название книги – «Элле хад-Деварим» («Вот слова») или просто «Деварим» («Слова») – дано по её начальным словам (ср. в Вульгате: Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium). Второзаконие – единственная книга Пятикнижия, которая названа законом Моисея (ср.: «вот закон» – Втор. 4:44; «закон» – Втор. 1:5; 4:8; 27:3, 8, 26; 28:58, 61; 29:27; 31:9, 11, 12, 24; 32:46; «сия книга закона» – Втор. 29:20; 30:10; 31:26). Этот богодухновенный закон для жизни в новой земле дан самим Моисеем, который не смог перевести Израиль через Иордан, и закон, таким образом, фактически является заместителем Моисея, провозглашающего слова Божьи (ср.: Втор. 5:4–5, 23–31). В рамках еврейского канона Второзаконие не просто является дополнением к повествованию Пятикнижия о ранней истории Израиля, рассказывающим о становлении религии под водительством Моисея, но как закон Моисея служит герменевтическим ключом ко всему Пятикнижию, поскольку содержит откровение о воле Бога всем последующим поколениям Израиля. Второзаконие важно для понимания канонического единства исторических и пророческих книг еврейской Библии, указания на закон Моисея обрамляют книги пророков (Нав. 1:7–8; Мал. 4:4). Составители книг пророков, несомненно, считали последователями Моисея всех судей, царей, пророков, которые со времён Иисуса Навина до восстановления храма свидетельствовали о власти Бога над Израилем, согласно закону Моисея (ср.: Втор. 18:15–18 и Нав. 23:6; Суд. 2:16–22; 1 Цар. 12:13–15; 3 Цар. 2:2–4; 4 Цар. 17:13; 23:24–25; Ис. 2:3; 51:7; Иер. 6:19; 31:33; Зах. 7:12; Сир. 46:1–49:10). Согласно библейской традиции (ср.: Нав. 8:30–35; Втор. 8:1 слл.; 23:4–5; Неем. 13:1–2), книги Второзакония, как и вся Тора, написана пророком Моисеем. Но уже в раввинистической литературе выражались сомнения относительно авторства последних стихов Второзакония (34:5–12), сообщающих о смерти Моисея и его погребении: их приписывали Иисусу Навину. Слова: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор. 34:10) – также понимались как указание на то, что с момента смерти Моисея до того, как были написаны эти слова, прошло значительное время. В еврейских источниках исследователи находят и другие примеры, указывающие на предположения авторов о том, что между событиями, описываемыми во Второзаконии, и написанием книги должно пройти достаточно долгое время. Например, наличие во Второзаконии слов «за Иорданом» (Втор. 1:1 и др.), которые предполагают нахождение (автора) на восточном берегу Иордана, тогда как Моисей, согласно традиции, не удостоился перейти Иордан; «в то время» и «доныне» (Втор. 2:34; 3:4 и др.; 3:14; слова самого Моисея) и «как поступил Израиль с землею наследия своего» (Втор. 2:12) также легче понять как написанные уже после захвата Ханаана.

 



 
PR-CY.ru