ТАЛМУД-ТОРА

ТАЛМУД-ТОРА (евр. «изучение Торы») – одна из основных обязанностей еврея (см. Мицва). Она возлагается на любого совершеннолетнего мужчину (см. Бар-мицва) и подразумевает изучение и собственно Торы, и всего Священного Писания, и Устного Закона. С эпохи второго Иерусалимского храма возрастает авторитет знатоков священных текстов и религиозных законов, часто называемых хахамим («мудрецы»). В их среде возникла и оформилась стройная система методов и приемов толкования Торы (см. Герменевтика), способствовавшая повышению авторитета Устного Закона, ставшего также предметом изучения и исследования. С возникновением письменных корпусов Устного Закона (Мишны и Талмуда) в талмуд-тору были включены и они. Постепенно процесс изучения Торы стал своеобразным ритуалом, приобретя характер святости. Мудрецы окружались особым почетом, и уже в начале I тыс. н.э. они стали духовными лидерами еврейского народа. Тогда же возник и основной институт талмуд-торы – иешива. Поэтому термин «талмуд-тора» употребляется в двух значениях: 1. Заповедь каждому иудею изучать с самого раннего возраста Священное Писание (Танах) и Талмуд. 2. Религиозные учебные заведения для молодого поколения. Идея талмуд-торы легла в основу образовательной системы еврейской общины, подразумевая всеобщее начальное образование и минимальную грамотность каждого еврея. Однако полностью отдаваться учебе могли немногие. Это требовало не только способностей, но и самопожертвования: люди, занимающиеся изучением Писания, посвящали этому большую часть своей жизни, нередко пренебрегая материальными благами. Но тот, кто по своим данным и способностям не мог заниматься талмуд-торой или посвящал все свое время работе, мог, однако, принять участия в исполнении этой заповеди иначе: материально помогая изучающим Письменный и Устный Закон. В разные периоды в центр талмуд-торы ставили разные тексты и задачи. Изначально это была Тора. Многие крупные галахические авторитеты считали главным объектом изучения Вавилонский Талмуд. Для Маймонида Устный Закон был лишь ступенью к изучению философии. Для каббалистов (см. Каббала, Зогар) важнейшее учение заключалось в эзотерических трудах, доступных пониманию немногих. В Новое время движение мусар особый акцент делало на изучении морализаторской литературы, что должно способствовать правильному формированию личности. Все эти традиции в той или иной степени сохраняются в современных иешивах. См. также Иудаизм.

 
PR-CY.ru