Словарь по иудаизму Ш ШХИНА

ШХИНА

ШХИНА (досл. «пребывание», «проживание») – понятие, впервые появившееся в Талмуде и развитое в раввинистической литературе, обозначает присутствие Бога в пространстве и времени земного мира. Его присутствие освящает некое место, определенный предмет, какого-то человека или весь народ, это – проявление святого в неосвященной среде. С точки зрения мессианской роли еврейского народа во всемирной истории (см. Мессианство) шхина покоится на всем еврейском народе. Считается, что грехи евреев привели к разрушению Иерусалимского храма, в котором также всегда пребывала шхина. Таким образом, евреи – ее единственные носители. Законоучители говорили, что в синагоге или там, где десять человек собираются на молитву (миньян), или трое заседают в суде, или двое сидят и изучают Тору, или даже один человек сидит и изучает Тору, присутствует шхина. В философской традиции (в отличие от талмудической) принято относиться к шхине не как к одному из атрибутов Бога, а как к некой независимой сущности, созданной Богом. Подчеркивается ее роль посредницы между Богом и человеком в пророческом опыте. Такое мнение высказал еще Саадия Гаон. С его точки зрения, которую разделял и Маймонид, шхина – это сотворенный свет. Именно он является пророкам в их видениях, самого же Бога увидеть или услышать нельзя, так как он бестелесен и не может быть представлен в этом мире. Так же рассматривали шхину и каббалисты (см. Каббала). Для них это – «царевна», женское начало, десятая, последняя сфера в мире сефирот. Таким образом, шхина оказывается источником сотворенного мира, через нее проходит божественный свет, который сохраняет сотворенный мир. См. также Зогар.

 
PR-CY.ru