СМЕРТЬ

СМЕРТЬ – «олам ха-ба» («грядущий мир»), сравнивается с самим шабесом (а жизнь сравнивается с кануном шаббата). Иудаизм отказывается обсуждать подробности жизни после смерти, поскольку ничего об этом не знает. Однако такая позиция не умаляет значения «того света». Именно почтительное отношение к смерти и потусторонней жизни породило ряд похоронных ритуалов, среди которых следует выделить такие, как оплакивание, прощание, траур и т.д. Рассмотрим подробнее. 1. Сразу после смерти или на похоронах ближайшие родственники покойного (сын, дочь, отец, мать, брат, сестра, супруг) выполняют традиционный акт скорби криа – надрывают свою одежду. 2. Покойных нельзя оставлять одних, поскольку душа, недавно расставшаяся с телом, находится рядом с усопшим. Она знает о любви и уважении, которые изливаются на ее сосуд – тело. Тех, кто остается с умершим и молится, чтобы мертвые не оставались в одиночестве, и чтобы душа получала утешение от чтения святых молитв, называют шомрим. Их нанимают на 24 часа. 3. Тело тщательно готовят к погребению. Ритуал обмывания тела (тохора) выполняют члены хевра кадиша, еврейского священного общества – группы набожных добровольцев, которая есть в любой еврейской общине. 4. Волонтеры хевра кадиша укутывают тело в тахрихим – абсолютно белый и чистый саван, сшитый вручную и без карманов. Последняя деталь имеет особое значение – это наглядная демонстрация того, что «с собой на тот свет ничего не возьмешь». 5. Важно, чтобы еврей привел все свои дела в порядок, предчувствуя приближение смерти. При этом иудаизм ссылается на библейское предание, когда Иаков, сын Исаака и внук Авраама, состарился, он обратился с особой просьбой к Богу: «Пожалуйста, на забирай меня без предупреждения. Мне нужно немного времени, чтобы привести дела в порядок». Смертельно больному человеку следует попрощаться с родными и близкими, помириться с врагами и прочитать покаянную молитву, чтобы примириться с Богом. 6. Похоронный ритуал предполагает также, чтобы хоть кто-нибудь сказал в адрес умершего хорошие слова. 7. Примерно год спустя после похорон на могиле ставят камень. В практическом смысле камень отмечает место, которое надо посещать. Посещение могилы дорогих людей – это знак уважения к ним. Согласно учению иудаизма, души знают об этих посещениях и радуются им. Так сохраняется связь с теми, кого любили и кому уже невозможно по-другому высказать свою любовь. В символическом смысле – это знак постоянства над могилой, напоминающей  о том, что, хотя тела больше нет, нечто более важное сохранилось. На камне пишут хвалебные слова, отражающие самую сущность человека. Во время религиозной церемонии установки камня с надгробия снимают покрывало, затем читают кадиш. После установки камня все, кто посещает могилу, кладут на надгробия маленькие камни. Так посетители вновь подтверждают идею постоянства и веру в жизнь души после смерти.

 
PR-CY.ru