СИНЕДРИОН

СИНЕДРИОН (досл. от греч. «собрание») – совет, высший орган юридической, религиозной и политической власти в Иудее в период Второго Иерусалимского храма. Синедрион возникает в V в. до н.э. после возвращения иудеев из вавилонского пленения, как своего рода орган народного представительства. С течением времени был установлен его состав – 71 чел. Как правило, это были выходцы из знатных родов, иудейские священнослужители, левиты. В Иудейском царстве синедрион зависел во многом от воли царя, являвшегося одновременно и первосвященником. Его заседания проходили в здании Иерусалимского храма, в так называемой «палате тесаных камней», дважды в день, кроме субботы и праздников. Возглавляли синедрион наси (председатель, князь) и ав бет-дин (глава суда). Следует отметить, что в уголовных делах для оправдательного решения требовалось большинство в 1 голос, а для обвинительного – в 2 голоса. В независимой Иудее при правлении царей династии Хасмонеев или Маккавеев (140–63 гг. до н.э.) в синедрион попадают представители и других слоев населения, прежде всего из фарисеев. Между ними и их противниками саддукеями устанавливается неустойчивое равновесие. После включения Иудеи в состав Римской империи в 63 г. до н.э. страна была разделена на пять частей, в каждой из которых был учрежден свой синедрион. В период царствования Ирода Великого в восстановленном Иудейском царстве (37 г. до н.э. – 4 г. н.э.) права синедриона были сильно урезаны, в нем преобладали поддерживающие царя фарисеи. После вторичного включения Иудеи в состав Римской империи в 6 г. н.э. за ним были оставлены религиозные и судебные функции, однако смертные приговоры должны были утверждаться римскими прокураторами. Саддукеи всегда занимали проримскую позицию, но после начала восстания против Рима в 66 г. н.э. в синедрионе возобладало радикальное направление противников римской власти. После разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма в 70 г. н.э. Иоханан бен Заккей, представлявший умеренное крыло фарисеев, с разрешения римлян основал синедрион в г. Явнее, а после восстания Бар-Кохбы он находился в разных городах Галилеи. Синедрион под руководством наси, происходившего, как правило, из рода мудреца Гиллеля, превращается после разрушения Иерусалимского храма в верховный религиозно-политический орган иудейского населения Римской империи. Более того, наси синедриона с этого времени становится общепризнанным патриархом еврейского народа. В III в. римские императоры признавали авторитет наси и не оспаривали его решений в уголовных делах, касающихся иудеев. Однако после того как христианство стало государственной религией Римской империи, начались ограничения власти и полномочий иудеев вообще и синедриона в частности. Он перестал существовать после смещения византийским императором Феодосием в 425–426 гг. последнего наси.

 
PR-CY.ru