САМАРИТЯНЕ

САМАРИТЯНЕ, самаряне (евр. шомроним) – народ, возникший, согласно Библии, в результате смешения спасшегося от массового выселения ассирийцами в 722–721 гг. до н.э. остатка населения  Северного Израильского царства (столица г. Самария) и переселенных туда представителей семитских племен из Месопотамии. Самаритяне сочетали почитание Господа с поклонением божествам новых переселенцев. После возвращения иудеев из вавилонского пленения в 538 г. до н.э. и начала восстановления Иерусалима и Иерусалимского храма самаритяне предложили иудеям свою помощь и поддержку, но были отвергнуты, очевидно, из-за сомнений в их монотеизме (единобожии). Это привело со временем к окончательному религиозно-этническому размежеванию иудеев и самаритян, у которых складывается своя религиозная традиция. Самаритяне верили, что в отличие от иудеев они являются истинными хранителями древней традиции сынов Израиля, считали себя потомками колена Иосифа, и не Иерусалим, а гору Гаризим (около Шхема, современного Наблуса) признавали истинным святилищем Господа (после разрыва с иудеями именно там был главный храм самаритян). После завоевания Палестины Александром Македонским вражда иудеев и самаритян усилилась. Самаритяне не участвовали в восстании Маккавеев, а после образования независимого Иудейского царства иудейский царь Иоанн Гиркан в 128/127 г. до н.э. захватил и разрушил храм на горе Гаризим, а также ставший религиозным центром самаритян г. Шхем. После завоевания Иудейского царства Римом область, населенную самаритянами, выделили в отдельную административную единицу. При царе Ироде Великом страна самаритян снова вошла в состав Иудейского царства, а дети Ирода от жены-самаритянки стали его наследниками. Мессианские движения не обошли самаритян стороной (см. Мессианство). В целом они занимали проримскую позицию и, как правило, не принимали участия в антиримских восстаниях иудеев. Отношения между самаритянами и иудеями и в I в. н.э. оставались недружественными. Тем не менее, в новозаветной литературе показано, что самаритяне первыми из неиудеев восприняли проповедь христианства. В Евангелии от Луки Иисус Христос приводит в своей притче (см. Притчи религиозные) в качестве примера доброго самаритянина, трогательно помогшего ограбленному и израненному иудею, мимо которого равнодушно прошли жестокосердные иудейские священники и левит. В последующие века самаритяне подвергались преследованиям со стороны византийских властей, что привело к нескольким восстаниям самаритян, которые иногда на короткое время были успешными. Гонениям подвергались они и во время арабского завоевания, крестовых походов и особенно турецкого господства. В настоящее время численность самаритян составляет около 600 чел., примерно половина из них проживает в израильском городе Холон, а половина – в Наблусе (Шхеме) на западном берегу реки Иордан. Их религиозные праздники соответствуют книге Левит. Пасху они ежегодно празднуют на горе Гаризим. Священной книгой признают Пятикнижие (Тору), записанное палеоеврейским письмом. Имеется также самаритянский перевод Пятикнижия, выполненный в IV в. н.э. Принципиальным разногласием между иудеями и самаритянами является отрицание воскресения мертвых и вера в святость горы Гаризим, а не Иерусалима.

 
PR-CY.ru