САДДУКЕИ

САДДУКЕИ (евр. цадуким) – одно из основных религиозно-политических  движений в Иудее II в. до н.э. – I в. н.э. Название происходит от имени первосвященника в период правления царя Соломона Садока, из потомков которого на протяжении веков, до прихода к власти Хасмонеев (см. Маккавеи), выбирали первосвященников. Уже само название говорит о том, что саддукеи представляли собой элиту иудейского общества – высшие слои  иудейских священнослужителей, богатых землевладельцев, военачальников и чиновников. Они составляли замкнутую группу, члены которой были тесно связаны между собой семейными узами. Как правило, первосвященники происходили из их среды. Саддукеи были приверженцами законов Моисея, но вместе с тем – умеренными сторонниками эллинистической культуры. Они отрицали «Устную Тору», создаваемую их противниками фарисеями. При этом имели свою традицию толкования письменного Священного Писания, противоречащую «Устной Торе» фарисеев. Саддукеи отрицали идею бессмертия души и не верили в посмертное воздаяние. Не признавали они и существования ангелов в качестве сверхъестественных существ, отрицали Божественное предопределение судьбы человека, полагая, что человек сам несет ответственность за творимые им добро и зло. Расходились они с фарисеями и в вопросах иудейского календаря и определения дат некоторых иудейских праздников. Саддукеи требовали неукоснительного соблюдения законов Торы, в частности буквального выполнения закона «око за око, зуб за зуб». Жертвоприношения они считали более важным делом, чем молитвы и даже изучение Священного Писания. В независимой Иудее при правлении династии Маккавеев (Хасмонеев) саддукеи занимали доминирующее положение в государстве, в частности в верховном органе политической, религиозной и судебной власти страны – Синедрионе. При царе Александре Яннае в 95 г. до н.э. вспыхнуло руководимое фарисеями восстание против саддукеев, которое было жестоко подавлено, а саддукеи только укрепили свое положение. Однако при правлении последней царицы Соломеи-Александры (76–67 гг. до н.э.) саддукеи уступили свое влияние фарисеям. Царица Соломея выступила против римского владычества в Сирии, а саддукеи опирались в своей политике на римлян. Но после поражения Соломеи и потери независимости Иудеи они сумели, опираясь на поддержку римлян, восстановить свое положение. При царе Ироде Великом к ним примкнула аналогичная по взглядам священническая группа, возглавляемая отцом одной из жен царя – Симоном Бен Боэтусом, назначенным Иродом первосвященником. Вплоть до Иудейской войны саддукеи в целом занимали проримскую позицию, и есть основания полагать, что, господствуя в Синедрионе, именно они добились осуждения Иисуса Христа как мятежника против римской власти. С началом антиримского восстания власть в Иерусалиме перешла в руки их врагов, воинствующих фарисеев – зелотов. После разрушения Иерусалимского храма и прекращения жертвоприношений саддукеи теряют свое значение и исчезают с исторической арены. Однако их идеи продолжали существовать в иудейской среде довольно долгое время и даже, по всей вероятности, оказали влияние на формирование караимов религии в VIII в.

 
PR-CY.ru