Словарь по иудаизму Р РОШ ХА-ШАНА

РОШ ХА-ШАНА

РОШ ХА-ШАНА (досл. «первый день года», «глава года», «начало года») – еврейский Новый год. По древнему поверью, в этот день Бог выносит каждому человеку письменный приговор, а в день Йом-Киппур, наступающий десятью днями позже, скрепляет его печатью. Значение интервала между ними передает фраза на иврите «ямим нораим», что буквально означает «грозные дни». Они называются так потому, что должны вселять беспокойство, тревогу, покорность и духовные метания.  Между тем в иудейские праздники нельзя ни писать, ни вообще заниматься делопроизводством. При встрече Рош ха-Шана принято есть фрукты, которые в минувшем году вы еще не ели, и при этом произносить благодарственную молитву, предназначенную именно для этого случая. Рош ха-Шана знаменует день, когда Бог создал Адама и Еву. Это день рождения мира, окончательно сформировавшегося с появлением человека. Поэтому Рош ха-Шана – лучший день для Божьего суда над всем миром и над каждым человеком в отдельности. Отсюда и другое название праздника – «Судный день». Он приходится на еврейский месяц тишрей, что соответствует сентябрю-октябрю по григорианскому календарю. А зодиакальный знак, который соответствует Новому году, – Весы. В это время, согласно Талмуду, Бог взвешивает деятельность каждого из евреев. На одну чашу весов кладутся добрые дела (мицвот), на другую – грехи. В какую сторону склонятся весы, по тому пути и пойдет предстоящий год. Поэтому еврейский Новый год – это не бурная пьянка с похмельем, а дни покаяния. Талмуд, однако, учит: поскольку Бог судит и мир, и человека по большинству его дел, значит тот, кто совершит хотя бы одну мицву, может склонить чашу весов в «хорошую» сторону. А это может склонить, в свою очередь, чашу весов целого мира в сторону благословения. Если же кто-то совершит грех, то это склонит чашу весов к проклятию и тем самым сделает то же самое по отношению ко всему миру, проведя его по пути разрушения. Получается, что каждый еврей в ответе за целый мир. Десять дней между Рош ха-Шана и Йом-Киппуром – символические,  напоминающие про Десять заповедей (см. Декалог). Они известны как асерет иемей тшува, т.е. десять дней покаяния. Поэтому евреи в эти дни ведут себя особенно осмотрительно. Это придает новый смысл старому правилу: «Прежде чем рассердиться, сосчитай до десяти». Поздравления меняются по мере продвижения от Рош ха-Шана к Йом-Киппуру. В начале 10-дневного периода евреи желают своим друзьям: «Пусть вас подпишут на счастливый год!» Бог только «пишет», но не оформляет окончательно свой приговор, пока не увидит, что вы сделали за льготный 10-дневный период. В Йом-Киппур приветствие звучит иначе: «Хорошей вам окончательной записи!» Поскольку Рош ха-Шана – это Судный день, с этим праздником связан важный ритуал, давший этому дню еще одно название – «день трубного звука». В этот день трубят в шофар – рог барана. Почему эти звуки должны производиться бараньим рогом, в Библии об этом ясно не говорится, но раввинам, комментирующим ее, символика ясна.

 



 
PR-CY.ru